Криминализация бизнеса и недобросовестная конкуренция: сущность, методы и формы.

Цели и задачи

целью данной курсовой работы является анализ форм и методов борьбы с недобросовестной конкуренцией и криминализацией бизнеса.

Введение и актуальность


Общеизвестным фактом является то, что конкуренция является благом для экономики любой страны. Однако, не всякая конкуренция должна поддерживаться и поощряться со стороны государства. Есть формы конкуренции, основанные на нечестных и недобросовестных методах ведения предпринимательской деятельности, именуемые в праве недобросовестной конкуренцией и являющиеся неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений.
Сущность недобросовестной конкуренции определена в п. 2 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции. Так, недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Несмотря на наличие этого, четко сформулированного и законодательно закрепленного понятия, в научной литературе встречается достаточно много трактовок, которые дополняют и конкретизируют друг друга. Приведем особенности некоторых из них:
По мнению А.И. Каминка, «недобросовестная конкуренция — это вид конкуренции вообще. И если, в общем, в настоящее время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».
В.А. Шретер подчеркивал, что «недобросовестная конкуренция — явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».
По мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная или несправедливая конкуренция – это сообщение потребителю недостоверных сведений о конкуренте, дискредитирующих его деятельность.
Ю. И. Свядосц под недобросовестной конкуренцией понимал совершение действий, направленных на извлечение имущественных выгод путем осуществления недобросовестных действий по отношению к конкурентам.
В. И. Еременко расширил понятие недобросовестной конкуренции, определив ее как «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред».
Ю. Касьянов, в свою очередь, пишет, что недобросовестная конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов на рынке с целью получения экономических выгод путем формирования негативного мнения потребителя о своих конкурентах или формирования не соответствующего действительности мнения потребителя о своем товаре.
Таким образом, на основании анализа всех существующих определений можно выявить основные признаки недобросовестной конкуренции:
должна быть реализована в форме определенных действий (пассивное поведение недопустимо);
рассматривается как правонарушение не только в случае противоречий с нормами действующего законодательства, но и в случае несоответствия обычаям делового оборота;
целью реализации методов недобросовестной конкуренции является получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
в результате конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации.
Что касается форм недобросовестной конкуренции, то в Федеральном законе «О защите конкуренции» выделено 7 основных форм, хоть перечень и явно не является закрытым. Из-за быстрого развития товарно-денежных отношений его можно постоянно дополнять, в связи с чем законодатель выделяет отдельную статью под названием «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции».
Так, к основным формам недобросовестной конкуренции относятся:
Дискредитация - умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия.
Введение в заблуждение, которое, в свою очередь, может быть классифицировано на четыре подвида:
обмеривание – продажа товара меньшего размера, чем было зафиксировано в договоре купли-продажи;
обвешивание - продажа товара меньшего веса, чем было зафиксировано в договоре купли-продажи;
обсчет - взимание большей суммы, чем было предусмотрено договором купли-продажи;
введение в заблуждение относительно определенных свойств товара - передача товара, не соответствующего требованиям, предусмотренным договором купли-продажи.
Некорректное сравнение, которое также может быть разных видов:
сопоставление товара с другими с помощью слов превосходящего характера;
использование субъективных средств сравнения;
использование негативных средств сравнения.
Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации, которое может состоять в использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования и т.д.
Использование результатов интеллектуальной деятельности.
Смешение, которое состоит в использовании тождественных знаков, эмблем, наименования и т. д. конкурентом.
Использование, распространение, получение информации, составляющей коммерческую или иную тайну: так, распространение информации конкурентом запрещено без согласия на это ее владельца.
Таким образом, существует достаточно большое разнообразие форм недобросовестной конкуренции. Перечень ее отдельных методов еще более широк:
реализация целенаправленной политики, направленной на устранение конкурентов и основанной на психологическом воздействии на потребителей, в частности:
установление контрастной цены;
формирование продавцом имиджа «простака»;
обман покупателя при покупке (обвес, обмер, обсчет);
уклонение от уплаты налогов, в результате чего снижается цена товара;
реализация товара более низкого качества;
демпинг, в частности, снижение цен до уровня ниже себестоимости.
прямая или косвенная дезинформация конкурентов и потребителей;
силовое воздействие на конкурентов: шантаж, похищения, поджоги;
дискредитация конкурентов путем распространения порочащих и ложных сведений;
некорректное сравнение товаров с товарами конкурентов.
хищение интеллектуальной собственности посредством промышленного шпионажа;
«переманивание» персонала конкурирующей фирмы;
лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров.

Заключение и вывод


Подводя итоги данному исследованию, необходимо еще раз отметить, что конкуренция, являющаяся основной движущей силой рыночной экономики, может быть реализована с помощью методов, соответствующих общепринятым нормам и правилам, или способов, зачастую противоречащих им. Так, любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ против действующих в обществе норм, относятся к недобросовестной конкуренции.
Крайней формой проявления недобросовестной конкуренции является криминализация бизнеса. Основными причинами ее проявления в обществе могут быть нестабильность политического режима страны, нерациональность политики в области уголовного права, коррупция в государственных органах, отчуждение населения от участия в государственной деятельности и др.
Криминализация бизнеса выступает одной из основных угроз экономической безопасности государства. Это обусловлено последствиями, к которым могут привести ее проявления: сокращение налоговых доходов государственного бюджета, вызванное им сокращение государственных расходов, неравномерное и необоснованное распределение налоговой нагрузки между экономическими агентами, отрицательное влияние на инвестиционную и инновационную активность, ослабление регулирующей функции государства, ослабление стимулирующей и регулирующей функции налоговой системы и др.
Процесс противодействия криминализации экономики представляет собой социальный управленческий процесс, получивший название декриминализации и реализуемый на основе общих и специальных инструментов.
Комплексным решением проблемы развития теневых экономических и коррупционных отношений должна стать разработка единой государственной антикоррупционной политики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ