конституционно правовой статус органов безопасности в зарубежных странах

Цели и задачи

Цель этого исследования - проанализировать и обобщить зарубежный опыт организации управления спецслужбами, выявить определенные закономерности и подходы, которые можно имплементировать в России.

Введение и актуальность


Задача служб внутренней разведки разных стран различны. Но прежде все они должны поддерживать правоохранительные органы, в частности, милицию (полицию), таможенную и пограничную службы и другие правительственные структуры. Помогает в этом сбор и анализ информации с целью предупреждения и раскрытия тайно организованной деятельности, такой как:
- шпионаж (в частности экономическое);
- саботаж и подрывная деятельность;
- терроризм;
- политический, этнический и расовый экстремизм;
- организованная преступность;
- производство и распространение наркотиков;
- изготовление фальшивых денег и отмывания денег;
- распространение оружия массового поражения;
- незаконная торговля оружием;
- нелегальная иммиграция;
- все виды контрабанды;
- активное радиоэлектронное подавление, хакерство, распространение детской порнографии и тому подобное.
В выполнении своих задач служба внутренней разведки использует соответствующие специфические способы добычи информации:
- целенаправленное прослушивание разговоров;
- пассивный перехват (прослушивание) информации, предусматривает тайный контроль за разговорами объектов надзора;
- внедрение агентов в организации, находящихся под наблюдением;
надзор.
Главная цель служб внешней разведки - сбор информации за рубежом, ее анализ и оценка с точки зрения значимости для предупреждения угрозы безопасности государства, а задача служб внешней разведки стран определяются с учетом реалий действительности и устремления государства. Но есть и задачи, схожие для всех служб внешней разведки:
- поддержка государственной системы безопасности и внешней политики была и является приоритетным направлением работы;
- информационная война.
Служба внешней разведки играет значительную роль в преобладании, а иногда и доминировании страны в информационной войне. Действия по защите государственных и частных компьютерных сетей, сбор информации о возможной угрозе информационной войны со стороны других государств считают необходимым основанием для создания эффективной системы защиты самых значительных объектов государственной инфраструктуры. Этот вид деятельности разведывательных служб нарушает много моральных и правовых вопросов.
Так, возникает проблема разграничения международных и внутригосударственных проникновений в информационной системы, что затрудняет распределение задач обеих служб разведки и выбор соответствующих законов, которые будут действовать в определенной ситуации;
- помощь в планировании деятельности оборонного комплекса страны;
помощь в проведении военных операций. Войны четвертого поколения жестко ограничены в пространстве с чрезвычайно агрессивным противником, что затрудняет работу и уменьшает возможности разведывательных служб.
Преступность, терроризм тесно переплетаются и становятся частями какого-то оперативного среды, появляется неожиданно, быстро меняется и создает структуру, которая уничтожает границу между миром и войной, гражданским и уголовным, военным и невоенным. Поэтому разведка расширяет круг решаемых проблем и может нарушить планы, цель которых - уничтожение системы национальной и международной безопасности;
экономическая разведка. Сбор и анализ экономической информации, выявление критических ситуаций в экономических отношениях, оказание помощи в принятии дипломатических решений;
- контроль за заключением сделок.
Без особых полномочий, предоставленных службам разведки, защищать государство было бы достаточно сложно. Иногда требования к защите государственной безопасности не соответствуют понятиям гражданских свобод и прав, предоставляемых государством своим гражданам. Поэтому принятые решения должны быть политически взвешенные и отвечать действующему законодательству. Ведь государство устанавливает необходимые правила и обеспечивает знакомство с ними общества, и должен проконтролировать их соблюдение службами и внутренней, и внешней разведки.

Заключение и вывод


Из Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (с изменениями на 16 мая 2017 года) [2], следует, что одной из главных задач реформирования сектора безопасности определено усиление функциональной способности стратегического звена управления сектором безопасности. Согласно объектами реформирования должны быть и такие составляющие сектора безопасности, как спецслужбы и подсистема управления ими.
Следует заметить, что в отечественном законодательстве общее понятие спецслужб остается неопределенным, главные задачи определено противодействие разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб.
Спецслужбами в европейских государствах и международных организациях считаются государственные структуры, которым предоставлены полномочия по проведению специальной или, как ее еще называют, тайной, оперативной или разведывательной деятельности (далее - оперативная деятельность). Эта деятельность в «свернутом» виде заключается в получении информации без ведома ее владельца или объекта, которого она касается, а также в проведении других тайных мероприятий. То есть определяющим признаком спецслужб специфика методов и средств выполнения возложенных на них задач, а не общее направление этой деятельности. Поэтому к спецслужбам принадлежат не
только органы внешней разведки, но и соответствующие органы и подразделения контрразведки, уголовного розыска и др. Этот подход применен, в частности, в Законе о национальной безопасности США [12], где подается такое определение:
«1. Термином «разведка» охватывается внешняя разведка и контрразведка.
2. Термин «внешняя разведка» означает сбор информации, касающейся возможностей, намерений или деятельности иностранных правительств или их элементов, иностранных организаций, иностранных лиц или международной террористической деятельности.
Система организации управления и правового обеспечения деятельности спецслужб ...
3. Термин «контрразведка» означает сбор информации и меры, проводимые для защиты от шпионажа, других видов деятельности разведки, диверсий, убийств, совершаемых иностранными правительствами или их элементами, организациями и иностранными лицами или от международной террористической деятельности. »[16]
Спецслужбы могут иметь статус и отдельных органов и подразделений в составе государственных органов, которые в целом не является спецслужбами.
Средствами оперативной деятельности есть специальные человеческие ресурсы (оперативные сотрудники, в том числе и под прикрытием, а также лица, являющиеся штатными работниками соответствующей спецслужбы, но привлеченные ею к этой деятельности - агентура), а также специальные технические средства.
Основными методами этой деятельности является агентурное проникновение, выведывание, подслушивания, негласное наблюдение, перехват почтовых и телекоммуникационных сообщений, проникновение в чужие владения и тому подобное.
То есть деятельность спецслужб, хотя и легитимно, но все-таки нарушает конституционные права и свободы человека. А недостаточно контролируемое и не обосновано насущными интересами национальной безопасности применения этих средств создает угрозу демократическим ценностям.
Кроме того, следует помнить, что вред для собственных национальных интересов вследствие провалов в деятельности спецслужб, особенно внешне разведывательных, зачастую превышает те выгоды, которые можно было бы достичь в случае полного успеха.
Повышенный риск и тайный характер оперативной деятельности спецслужб обусловливают и специфику управления ею, требующие специальной управленческой подсистемы относительно обособленной от системы управления государственными органами общей компетенции.
Решая задачи реформирования отечественных механизмов управления спецслужбами, полезно обратиться к иностранному опыту, прежде всего государств с устоявшимися демократическими традициями, которые являются мировыми и региональными лидерами или, подобно России, находятся в переходном от тоталитаризма состоянии.
Анализ организации управления специальными службами в иностранных государствах позволяет сделать следующие выводы.
1. Спецслужбы имеют статус и самостоятельных государственных органов и структурных единиц в составе центральных органов исполнительной власти
(Министерство обороны, министерство иностранных дел, министерство внутренних дел и т.д.). В последнем случае специальные службы
имеют автономные полномочия по решению кадровых, оперативных, организационных, финансовых вопросов.
2. Общее управление деятельностью спецслужб в государствах Европейского Союза и Северной Америки осуществляет, как правило, глава исполнительной власти.
3. Значительная часть управленческих функций возлагается на отдельные вспомогательные органы межведомственной компетенции или на специально уполномоченных должностных лиц (координаторы, «министры без портфеля» и др.) На основе делегированных законами или главой исполнительной власти уполномоченных.
4. В управлении иностранными спецслужбами эффективно используются финансовые рычаги. Бюджетный процесс неразрывно связан
со стратегическим (на реально достижимую перспективу) и ежегодным планированием деятельности спецслужб. В его рамках определяются главные
задачи в соответствии с потребностями основных потребителей разведывательной продукции; разрабатываются разведывательные мероприятия для выполнения этих задач; определяются состав и объем необходимых для этого кадровых, специальных, материальных и других ресурсов, осуществляется калькулирования связанных с этим расходов, взаимное корректировки разведывательных задач и планов их выполнения с учетом финансовых возможностей государства. А контроль за целевым и эффективным использованием ассигнованных средств является одним из главных инструментов президентского и парламентского контроля за разведывательной деятельностью.
5. Законодательное обеспечение управления специальной (разведывательной) деятельностью законами (общие принципы такой деятельности, предостережения и ограничения в отношении тех мер, затрагивающих права и свободы человека) и подзаконными нормативно-правовыми акта мы, в которых подробно определяется порядок этой деятельности.
6. В демократических государствах созданы широкие возможности для осуществления парламентского контроля - от получения детализированных обоснований бюджетных запросов к парламентским расследованиям с доступом к секретной информации.
7. Опыт организации управления в демократических, прежде всего европейских, странах заслуживает имплементацию во время реформирования сектора безопасности России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ