Коммуникативно-диалоговые технологии обучения как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Цели и задачи

Целью исследования является анализ роли коммуникативно-диалоговых технологии обучения в развитии личности детей младшего школьного возраста.

Введение и актуальность


Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) [8].
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивида.
Для успешного достижения целей современного начального общего образования необходимо системное использование технологий развивающего обучения. Технологии опираются на основные положения теории развивающего обучения:
1. Развитие ребенка осуществляется в зоне ближайшего развития.
2. Ребенок является субъектом своего развития.
3. Развитие происходит в разнообразной деятельности.
4. Ведущей деятельностью для младшего школьника выступает учебная деятельность.
5. Преобладающими способами формирования учебной деятельности являются продуктивные методы: анализирующее наблюдение (Л.В. Занков), квазиисследовательский метод (В.В. Давыдов), дискуссии, моделирование, рефлексивные ситуации и т.д.
6. Широко используется дедуктивный подход к формированию понятий и способов мышления.
Технология развивающего обучения является ведущей в процессе реализации требований нового образовательного стандарта, так как ее структура отвечает структуре учебной деятельности. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий может быть осуществлено только в деятельностной парадигме, и, следовательно, на основе технологий развивающего обучения [10].
Исследования в области педагогической технологии привели к многочисленным определениям этого понятия известными педагогами и методистами. С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».
Диалоговые формы общения позволяют полнее реализовать учебные взаимодействия учителя и ученика, насытить образовательный процесс личностной ориентацией. Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач [1, с.23].
Цель коммуникативно-диалоговых технологий это развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.
Варианты коммуникативно-диалоговых технологий проявляются в различной целевой направленности, в уровнях проблемности и содержании обсуждаемых вопросов, в оценке результативности обсуждения.
Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и её рефлексию, разные виды межсубъектного общения и сотворчества, их оценку. Обычно используют следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов, обсуждение, и решение комплексных экологических проблем и др. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося [12].
Несмотря на значимость и актуальность диалога в обучении, педагогическая практика ещё недостаточно ориентирована на подготовку учащихся к активному общению и сотрудничеству. Групповые формы, диалоговые методы обучения в большинстве случаев применяются стихийно, без учёта их структуры и влияния на развитие личности.
Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.
Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы:
формулирование проблемы и анализ способов её решения;
выражение собственной точки зрения в контексте иных;
эффективное слушание и понимание собеседников;
выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;
оценку смысла и значения поступающей информации;
выделение различных причинно-следственных связей;
логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;
разные интерпретации информации;
выражение оценочных суждений и самооценку;
формулирование выводов о значимости и перспективности диалога [14].
Отметим, что активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.
Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды
Развивающее влияние коммуникативно-диалоговых технологий определяется тем, что деятельность учащихся в процессе обучения организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в процессе коммуникативного общения.
Как и любые другие технологии конкретные варианты коммуникативно-диалоговых технологий могут иметь различную целевую направленность, а, следовательно, разные уровни коммуникативной самостоятельности и поисковой деятельности учащихся, проблемности и содержания обучаемых вопросов, оценки результативности обсуждения и т.д. Использованием коммуникативно-диалоговых технологий дает возможность учителю ввести в организацию уроков поиск новых решений, а главное способствовать личностному развитию учащихся, коммуникативной сущности личности ученика [16].
К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся: проблемная дискуссия, дискуссия–диалог, межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»), дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог, дискуссия на основе обмена мнениями в различных формах.

Заключение и вывод

В заключении следует отметить следующее: Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности базируется на учении Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и зоне актуального развития и предусматривает организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый школьник в отдельности не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить ее в сотрудничестве с учителем и с учениками.
Но изначально каждый ученик должен столкнуться с познавательной трудностью, следовательно, имеется в виду трудность, заключающаяся в осознании необходимости нового знания, нового способа деятельности. Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Практически, в этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Всем известно, что личность рождается в процессе самопознания, самовоспитания, самооценки, самокритики. Детям не нужно знать, насколько каждый из них обогнал остальных либо отстал от них, не нужно знать, что ученики подразделяются на «сильных» и «слабых». Принципиально важно, чтобы школьная жизнь стала для каждого ученика смыслом его собственной жизни, чему способствует система Л.В. Занкова.
За последние годы изменилось само понимание диалога. Так, в 80-х гг. прошлого века трактовка диалога была ориентирована преимущественно на вербальную форму общения.
Однако с начала XXI века диалог рассматривается как форма общения, межличностной коммуникации, в которой значимо не только содержание самой беседы, но и конструирование отношений беседующих сторон. Очевидно, что к такой форме коммуникации необходимо готовить еще в школьные годы. Обучение, и предлагаемые методики модернизации обучения должны учитывать эти аспекты.
Таким образом, цель работы - анализ роли коммуникативно-диалоговых технологии обучения в развитии личности детей младшего школьного возраста - достигнута.
Задачи: рассмотреть личностное развитие детей младшего школьного возраста, выявить коммуникативно-диалоговые технологии в структуре развивающего обучения в начальной школе, проанализировать опыт организации развивающего обучения в начальной школе с использованием коммуникативно-диалоговых технологий, выявить особенности речевого развития учащихся экспериментального класса начальной школы, дать рекомендации по использованию коммуникативно-диалоговых технологий в экспериментальном классе - решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ