Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности

Цели и задачи

Цель исследования разработка методического комплекса, способствующего развитию у детей дошкольного возраста общественной активности.

Введение и актуальность


Дети в дошкольном возрасте еще не могут в полной мере осознанно и самостоятельно действовать, но вместе с взрослыми, в том числе воспитателем, способны обучить их этому, так участие в коллективном творческом деле прививает навыки совместной коллективной деятельности. Совместная творческая деятельность старших и младших детей, а также взрослых, позволяет дошкольникам усваивать положительные примеры деятельности и поведения [6].
Роль педагога в процессе коллективного дела обозначить задачи, при этом установка таких задач должна быть неявной. Дошкольники в коллективной творческой деятельности применяют усвоенные ранее знания, умения и навыки, а также приобретают новые. Задача воспитателя в данном случае лишь направлять детей, сглаживать неудачи и ставить акцент на успехах.
Взаимоотношения в детском коллективе оказывают большое влияние на духовное развитие и становление ребенка, на его моральные принципы и установки. Воспитание у ребенка моральных качеств, ответственности, доброты и чуткости возможно, только если взрослый и коллектив показывает эти качества, подает личный практический пример [18].
В процессе коллективной деятельности, такой как совместные игры, общение и труд, дети в старшем дошкольном возрасте усваивают умения совместного планирования, согласовывать действия с другими участниками деятельности, достигать коллективных результатов, а также начинают осваивать способы и методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе коллективной деятельности.
О.В. Леонтьев отмечает, что для детского коллектива легче организовать деятельность в игровой форме, чем какой-либо иной, например, непосредственно трудовой, для организации которой необходима дополнительная мотивация, а также поддержка взрослых в процессе выполнения. Данная специфика деятельности в дошкольном возрасте обусловлена ведущим видом деятельности детей в данном возрастном периоде, которым и является игра [14].
При грамотном раскладе в организации КТД со стороны взрослого выполнение общих творческих задач может быть удачным. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны во всякой работе распределить действия внутри своей группы, все вместе их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты. Отечественный психолог Л. С. Выготский отмечает, что именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками [5].
На основании знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. Положительное отношение к труду дошкольники переносят затем и на свою собственную деятельность. В групповых соревнованиях главной опорой служат интересы группы, а триумф или же беду разделяют все совместно.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации он поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться [9].
Совместная работа ребят и взрослых считается главным средством объединения коллектива. Целевое назначение имеет каждая коллективная работа. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, украсить зал к празднику или кормушку для птиц, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом [16].
Становление коллективных основ жизни, инициативы, самоуправления, отношение к близким людям, проходит через коллективно-творческую работу. Чем насыщеннее содержание КТД, тем больше воспитательный результат в плане нравственного, трудового, эстетического, интеллектуального и физического воспитания [7].
Под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, узнают, дают подсказку, сопереживают. Задача педагога обучить ребят как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища. Могучей силой делаются КТД, они притягивают детей в детский сад, обеспечивают занятость. Дети получают лестный чувственный настрой, гарантирующий ситуацию успеха.
Работу в направлении создания ситуации успеха начинать нужно с несложных заданий и игр, где возможно выиграть каждому ребенку. Далее уже поддерживать это стремление, так как оно позволяет ребенку стать более активным и обрести уверенность в себе и в общении. На основе этого состояния меняются уровни самооценки, самоуважения. Основа ожидания успеха содержит в себе стремление к одобрению, утверждения своего «Я».

Заключение и вывод


В результате проведённого исследования по теме «Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности» был решен ряд задач, а именно:
1. Рассмотрено понятие «коллективная творческая деятельность».
Коллективная творческая деятельность является творческой, в том числе вследствие того, что не может производиться по шаблону, она выступает в разных вариациях, выявляя новые возможности, так как является организованной в определенных педагогических условиях частью жизни. Таким образом, коллективное творческое дело - коллективное, так как совершается дошкольниками со старшими обучающимися, как совместная деятельность; творческое и коллективное, так как представляет собой совместный поиск наилучших возможных решений какой-либо жизненной задачи, и состоит из совместного выполнения, организации, планирования и оценивания результатов
2. Проведен анализ общественной активности личности и её особенностей.
В различные периоды, сформировавшиеся в обществе представления об активной личности, существенно различались, и в разные годы были предприняты попытки как осуществить анализ понятия общественной активности в целом, так и определить ее мотивационно-ценностный и целевой компоненты, необходимые для понимания направленности, форм и способов проявления людьми активности на разных уровнях и в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, основываясь на изученных материалах исследований, которые раскрывают сущность понятия «общественная активность», были сделаны определенные выводы:
общественная активность – это сознательная, самостоятельная деятельность личности, направленная на удовлетворение собственных потребностей и решение общественно значимых задач. − на общественную активность влияют внутренние и внешние факторы, субъективные и объективные факторы;
общественная активность бывает нескольких видов в зависимости от сферы деятельности (трудовая, общественно-политическая, познавательно-творческая и т.д.);
структура общественной активности — это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей;
движущей силой общественной активности или мотивами являются такие компоненты как потребности, внутренний контроль и цели.
3. Рассмотрена коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности на примере ДОУ.
Дети в дошкольном возрасте еще не могут в полной мере осознанно и самостоятельно действовать, но вместе с взрослыми, в том числе воспитателем, способны обучить их этому, так участие в коллективном творческом деле прививает навыки совместной коллективной деятельности. Совместная творческая деятельность старших и младших детей, а также взрослых, позволяет дошкольникам усваивать положительные примеры деятельности и поведения.
Совместная работа ребят и взрослых считается главным средством объединения коллектива. Целевое назначение имеет каждая коллективная работа. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, украсить зал к празднику или кормушку для птиц, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом.
4. Проведена диагностика общественной активности личности дошкольников, в результате которой было выявлено, что социальная активность в группе на среднем уровне. Тем не менее, многие из детей (половина) имеют низкий и очень низкий социометрический статус, что свидетельствует о наличии определенного социального неблагополучия в группе дошкольников
5. Разработан комплекс занятий по организации коллективной творческой деятельности как средства формирования общественной активности личности в детском саду.
Данный комплекс состоит из 15 занятий и может быть применён педагогами дошкольных образовательных учреждений для повышения уровня общественной активности детей дошкольного возраста с помощью коллективной творческой деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ