Качество продукции предприятия и пути его повышения.

На каждом предприятии эта проблема решается самостоятельно, исходя из представлений руководства. Следует отметить, что сами требования к выделению критериев оценки эффективности системы менеджмента качества отражены в стандарте ISO 9001:2008. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» п.5.6 «Анализ со стороны руководства» [25].
В нем установлено, что при анализе системы менеджмента качества необходимо обратить внимание на возможности улучшения и необходимость в коррекции системы. Это касается и политики в области качества и целей качества.
На основе проведенной оценки и определяются показатели эффективности системы менеджмента. При использовании количественного подхода к оценке руководство должно оперировать показателями, способными отразить производственную систему предприятия в наиболее точном виде. В данном случае оценку начинают с анализа показателей всей финансово-экономической деятельности организации [50]. Далее выводится комплексный показатель деятельности. Обычно, тот показатель в числителе имеет уровень прибыли предприятии, в знаменатель вносятся разнообразные сочетания показателей хозяйственной деятельности.
Еще одним способом оценки является ранговый подход. В данном случае проводится ранжирование разнообразных показателей деятельности предприятия. Общий список показателей и специфика ранжирования определяется в каждом конкретном случае. Можно выделить разновидность рангового подхода, в рамках которой показатели эффективности разбиваются на ряд отдельных списков.
В одном списке находятся финансово-экономические показатели, в другом – производственные, в третьем – показатели системы управления предприятия. Каждый список ранжируется отдельно.
Для оценки экономичности в числитель вводят расходы на управление, в знаменатель – стоимость основных оборотных средств и производственных фондов. При оценке производственной деятельности в числитель заносится производительность, а в знаменатель – общее количество сотрудников. К комплексным критериям относится также оценка ресурсно-целевой эффективности системы управления.
Большое значение в современной управленческой практике имеют экспертные методы оценки эффективности систем менеджмента качества в ходе сертификационного аудита и процедуры самооценки. Применение в хозяйственной практике аудитов систем менеджмента было связано с возникновением в конце XX в. дисциплины «диагностика предприятия» и появлением первой редакции стандартов ИСО 9000.
Согласно ИСО 9000:2000, аудит (audit) – это систематический и документированный процесс получения свидетельств проверки и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев проверки. Аудиты применяются для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей их улучшения, для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, выявления несоответствий в системе и поиска всех причин выявленных несоответствий с последующим проведением корректирующих мероприятий.
При этом различают внутренние аудиты (аудиты первой стороной) и внешние аудиты (аудиты второй стороной и аудиты третьей стороной). Внутренние аудиты являются неотъемлемой частью любой системы менеджмента, включая систему менеджмента качества [ИСО 9001:2000, п. 8.2.2], менеджмента управления окружающей средой [ИСО 14001:2004, п. 32 4.5.5], производственной безопасности и здоровья [OHSAS 18001:1999, п. 4.5.4]. Согласно ИСО 9001 организация должна проводить внутренние аудиты системы менеджмента качества с запланированными интервалами для того, чтобы установить соответствие установленным критериям, запланированным мероприятиям, требованиям настоящего международного стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, установленным организацией, и для определения работоспособности системы.
При выделении комплекса данных для оценки руководством должна быть собрана следующая информация:
‒ результаты аудитов (проверок);
‒ обратная связь от потребителей;
‒ функционирование процесса несоответствие продукции;
‒ статус предупреждающих и корректирующих действий;
‒ последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства.
В настоящее время можно выделить три основных подхода, чтобы оценить существующие показатели – это количественный подход, организационно-управленческий и ранговый.
Анализ эффективности системы менеджмента и определение показателей, выполняемых с применением организационно-управленческого подхода, начинается с описания функциональных задач основных управленческих структур, с определения показателей эффективности организационных звеньев, с определением того, насколько предприятие обеспечено трудовыми ресурсами, с оценки профессиональных качеств сотрудников предприятия и изменений в составе персонала, с уточнения показателей причин текучести кадров.
Эффективная система качества должна способствовать достижению этих целей, должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы организации. [32] Исходя из этого, показателями эффективности объекта управления должны быть доля рынка и рентабельность. Логично было бы в качестве показателя эффективности системы качества рассматривать доход, полученный от улучшения качества продукции. Однако его расчет затруднителен из-за отсутствия приемлемой и общепринятой методики расчета. Более доступный метод расчета ожидаемого эффекта от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата учитывает только элементарный выигрыш от снижения дефектности изделий и не учитывает выигрыш от долгосрочных капиталовложений [34]. Несмотря на значительное количество разных методов оценки, проблема в том, что на современном этапе практически нет комплексных, четко разработанных методов определений экономической эффективности и результативности систем качества, которые созданы на базе ИСО 9000 или концепции TQM [31]. Эффективность можно рассчитать и как отношение показателя, характеризующего выход процесса, к показателям, отражающим затраты ресурсов.
В качестве числителя при расчёте эффективности можно использовать:
‒ результат (параметры выхода);
‒ удовлетворённость потребителя;
‒ добавленную ценность.
Несмотря на большое количество различных методов оценки, проблема в том, что в настоящее время практически нет комплексных, четко разработанных методов определения экономической эффективности и результативности систем качества, созданных на базе ИСО 9000 или концепции TQM. Более того, не на всех предприятиях внедрен учет затрат на качество, необходимых для расчета данных показателей [30].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ