Изучение влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс.

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс.

Введение и актуальность


Успешности проявляется по-разному в процессе изучения различных предметов. Г.П. Антонова отмечала, что постоянный характер умственной работы школьника является показателем сформированности положительного качества с ума. Младшие школьники с пониженной обучаемостью обладают некоторыми отрицательными качествами ума, которые проявляются в самостоятельной умственной деятельности. Успешность обучения индивидуальна и считается относительно устойчивым свойством личности.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что на учебную деятельность влияют индивидуальные психологические способности ученика и то, чему его обучают.
Н.С. Лейтис исследовал зависимость успешности достижения цели от степени воздействия на психику обучаемых. Он предложил использовать понятие «психологические компоненты усвоения» и в качестве его компонентов рассматривать:
- положительное отношение школьников к процессу обучения;
- чувственное ознакомление с учебным материалом;
- мышление как процесс активной переработки изученного материала;
- запоминание и сохранения обработанной информации.
Затруднения могут возникнуть в том случае, если учебный процесс недостаточно управляем. Чтобы избежать проблем, необходимо организовывать его как заданный процесс. П.Я. Гальпериным разработана система обучения, которая основана на теории поэтапного формирования умственных действий. По мнению исследователя, процессы взаимопроникновения действий совершаются как постепенное преобразование внешних действий во внутренние, умственные. Так и происходит процесс обучения.
Другой способ управления процессом обучения рассматривается в связи с психологическими основами программированного обучения. Такое обучение применяется в ситуации, когда школьник не может усвоить текущий материал, не овладев предыдущим. Важную роль играет наличие обратной связи – младший школьник должен знать свой уровень усвоения материала, что помогает управлять учебным процессом с учетом индивидуальных особенностей ученика.
В.В. Давыдов подчеркивает необходимость теоретического отношения к действительности и выбор соответствующих способов ориентации. Поставить учебную задачу перед младшим школьником - значит создать ситуацию, которая требует использования содержательно общего способа ее разрешения [7].
Можно выделить два типа деятельности, которая является ведущей: та, что осуществляется в системе «ребенок-общественный предмет» и взаимодействие «ребенок-взрослый», в котором происходит осознание целей, мотивов деятельности, существующих норм. В процессе учебной деятельности усваиваются выработанные способы действий c предметами, эталоны, которые выделяют в предмете его различные стороны. Результат учебной деятельности - изменение самого младшего школьника, а ее содержание - обобщенные способы действий в научной сфере. Это содержание характеризуется формой существования действительности, которая не зависит от субъектаи влияет на его психическое развитие.
Рассматривая специфику процесса учебной деятельности, исследователи обращались к понятию «новообразование» - новый тип отношения младшего школьника к разным сторонам окружающей действительности. Они бывают нескольких типов:
- отношение школьника предмету, который он изучает;
- отношение школьника осуществляемой им деятельности;
- отношение осуществляемой им деятельности как совместной.
П.П. Блонский отмечал, что проблему усвоения знаний нужно рассматривать отдельно от проблемы памяти. Усвоение знаний включает мыслительную деятельность субъекта в широком смысле [3].
По мере взросления познавательные способности младшего школьника становятся шире. Если рассматривать возрастные этапы и этапы усвоения, необходимо учитывать тот факт, что усвоение знаний зависит не только взросления, но и от трудности усваиваемого учебного материала.
Н.Ф. Добрынин провел ряд исследований, которые подтвердили тот факт, что получаемые знания трансформируются в личную значимость для младших школьников, которая связана с потребностями, интересами и убеждениями. В связи с этим лишь правильно организованный процесс обучения помогает учащимся осознать значимость учебного процесса. Не секрет, что положительное отношение к школе и самому процессу обучения способствуют успешному усвоению знаний.
Н.А. Менчинская связывает процесс усвоения знаний чувствами, волей и другими особенностями личности, описывая следующие его компоненты:
- знание, то есть результат обучения;
- мыслительный процесс;
- качества мыслительной деятельности школьника.
У.Д. Розенталь определял такие способности как проявления мыслительной деятельности, имеющие отношение к достижению определенного результата. Их совокупность в целом характеризует личность младшего школьника. При этом психика человека обладает способностью компенсировать отсутствие одних свойств наличием других, в результате чего возможность успешного достижения результата возможна даже в том случае, когда личность не обладает нужным набором необходимых навыков.

Заключение и вывод


Значение эмоциональной сферы в структуре личности школьника проявляется еще и в том, что разные эмоции занимают в ней неодинаковое место. Есть чувства, особенно эпизодические переживания, которые, выражаясь образно, находятся на периферии внутреннего мира ребенка.
Эпизодические переживания мало затрагивают сущность школьника, не заставляют говорить его совесть, не вызывают кризиса, напряженного самочувствия, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно. Но ребенок также испытывает и чувства глубокие, связанные с существенными устремлениями личности, ее убеждениями, с кругом идеалов, мечтами о будущем. Это могут быть также переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывают острые нравственные конфликты, укоры совести. Они оставляют серьезную память о себе, ведут к изменению личности установок. Если испытываемые учащимся чувства глубоко его затронули, то они влияют не только на его самочувствие, но изменяют его поведение, деятельность.
Изменения в положительную сторону, в чертах эмоциональной жизни школьника может произойти за счет вовлечения школьников в деятельность, встречающую социальное одобрение. Оно возникает, если школьник начинает увлекаться какой-то учебной деятельностью, определенным учебным предметом и начинает добиваться в ней успеха. В результате у такого учащегося возникает более благоприятное эмоциональное самочувствие. Преувеличенные и необоснованные притязания на успешную учебную деятельность создают негативное эмоциональное отношение к одноклассникам, которые наиболее успешны в этой деятельности.
Всегда появление деятельности, которая является общественно ценной и увлекает учащегося всерьез, становится фактом, благоприятным для развития его эмоциональной жизни в нужном направлении. Найти такую деятельность, которая увлечет школьника, принесет ему осознание движения вперед, переживание успеха - первоочередная задача учителя.
Результаты нашего исследования показали, что на протяжении всего периода школьного обучения у учащихся происходит снижение познавательной активности и мотивации достижения, происходит рост негативных эмоциональных состояний. Основными причинами отрицательного эмоционального отношения к учению у школьников является вытеснение непосредственного познавательного интереса внешними мотивами оценки, одобрения, избегания трудностей и неудач.
Имея перед собой задачу гармоничного развития личности, педагогу не следует исходя из перспективных целей будущего, подавлять мотивы и эмоции школьника, связанные с сегодняшней жизнью; необходимо согласовывать задачи и содержание обучения с возрастными интересами и запросами учащихся.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ