Изучение влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс.

Эмоциональная сфера является важным фактором развития детей среднего школьного возраста, так как общение теряет свою эффективность, если его участники не могут распознавать эмоции, понимать и регулировать их. П. М. Якобсон считает, что невозможно понять эмоциональную сферу, если рассматривать ее вне личности, так как по мере формирования личности в эмоциональной сфере также появляются новообразования [24, c. 79].
Если для детей дошкольного возраста характерно яркое проявление эмоциональных реакций, которые связаны с кратковременными желаниями, то в среднем школьном возрасте они становятся более социально ориентированными и осознанными. В этом возрасте эмоции больше направлены на социальную жизнь обучающихся.
C. Л. Рубинштейн говорит о том, что путь эмоционального развития, проходит те же этапы, что и интеллектуальное развитие. Сначала эмоциональные проявления предопределены его окружением, но со временем они сознательно начинают выходить за рамки и расширяют спектр чувств, эмоции перестают быть абстрактными и приобретают осознанный характер [23, c. 481].
Возраст с одиннадцати до пятнадцати лет — период усвоения и накопления знаний в социальной сфере. Залогом успешной школьной адаптации являются черты личности, которые характеризуют данный возраст: восприимчивость, повышенная внимательность, а также преобладание игрового интереса и вместе с тем легкость отношения к происходящим изменениям [6, c. 161-163].
В школе увеличивается нагрузки — физические, психические эмоциональные. Учеба становится значимой деятельностью. Вместе с приобретением новых знаний изменяется и социальный статус, а вместе с ним и весь уклад жизни. В период обучения начинает происходить «обобщение переживаний», постоянно возникающие неудачи ведут к возникновению комплекса неполноценности. В дальнейшем по мере укрепления чувства значимости, опыта эти чувства могут изменяться или же находить подкрепление извне и формироваться в виде устойчивых структур личности, влиять на самооценку, уровень притязаний.
Для обучающихся характерны возможные проявления школьной тревожности. Она являет собой форму эмоционального неблагополучия для ребенка. Она может выражаться в повышенном беспокойстве, неуверенности в учебной среде. В первые месяцы такая тревожность характерна для данного возраста. Тревожность может как мотивировать на изменения, так и нести в себе негативные черты, влияющие на общее состояние обучающихся [18, c. 94].
Также часто бывает большая сдержанность в проявлении эмоций. Ребенок сдерживает проявление в коллективе таких негативных реакций, как: гнев, обида, злость, раздражение, так как они могут вызвать порицание, обсуждение в коллективе, в отношении со сверстниками они проявляются в конфликтах. Контроль над своими эмоциями со временем становится все лучше. Негативные реакции выражаются не только двигательно, но в речевой форме: насмешка, сомнения и т.д. Состояния злобы, как правило, проявляются скрыто.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ