изучение саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Таким образом, период дошкольного возраста является этапом подготовки к дальнейшей жизни ребенка. Период заканчивается кризисом шести-семи лет. Можно говорить о том, что правильные действия родителей, а также помощь в его преодоление поспособствует дальнейшему адекватному психическому развитию ребенка.

Психофизиологические особенности развития личности дошкольника
В период с трех до семи лет у ребенка происходит изменение психического, физического и личностного развития. Движения дошкольника становятся свободными, речь совершенствуется, представления становятся яркими и разнообразными[2].
Отмечается, что рост и вес ребенка увеличивается неравномерно. Вначале он замедляется до 5 см в год, затем ускоряется до 10 см в год. Такой период носит название – физиологическое вытяжение.
В три-четыре года ребенок прибавляет в массе 1.5 кг, в пять – около 2х кг, в шесть-семь – около 3х кг. Следовательно, в год прибавка в весе составляет около двух килограмм.
Кожа у малыша становится более толстой, эластичной, стойкой к механическим повреждениям.
Позвоночник пятилетнего ребенка уже соответствует форме взрослого человека. Однако окостенение не достигло своего завершения.
Благодаря активному образу жизни, у дошкольников хорошо развивается мышечная система.
К семи годам у ребенка выпадают молочные зубы и начинают проявляться и оформляться постоянные коренные.
Органы дыхания достигают своего совершенства. Дыхание характеризуется глубокими и редкими функциями.
Сердечно-сосудистая система дошкольника характеризуется значительными изменениями. Она становится более выносливой и работоспособной.
Такое развитие внутренних органов, увеличение роста и веса создает все возможные благоприятные условия для развития психического и личностного ориентирования в социуме[2].
В научной литературе отмечается, что дошкольный возраст характеризуется значительными психическими изменениями. Так появляется чувствительность, наблюдательность, развивается зрительная и слуховая система. Ребенок учится изучать и выделять предметы, их особенности и признаки[5].
У дошкольника развивается система эстетической оценки. Например, нравится или не нравится, красивое или некрасивое, вкусное или невкусное.
Формируется система воображения, преобладает непосредственное наглядное мышление[6].
Освоение речи происходит в значительной степени. К четырем годам она становится внятной и понятной, к семи достаточно совершенствуется, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие и адаптацию к новой роли младшего школьника.
У ребенка формируется эмоция на похвалу, что способствует развитию системы самооценки дошкольника, отношения к себе, своим положительным качествам и недостаткам.
Импульсивность и непосредственность маленьких детей позволяет прочитать эмоции, которые они испытывают. Это прочитывается в их поведении, позах, жестах, мимике. Эмоциональный фон может быть как положительный, так и отрицательный.
В этот период развиваются первые представления моральных нравов, о том, что такое хорошо, что плохо. Происходит формирование понятий о доброте, дружбе, семье, честности и справедливости[6].
Происходит первое проявление чувств сопереживания, эмпатии, сочувствия.
Л.С. Выготский определяет основные психические новообразования дошкольного возраста. К ним можно отнести следующие[5]:
1.Детское целостное мировоззрение;
2.Этические нормы;
3.Управление эмоциями;
4.Установление целей;
5.Произвольность поведения;
6.Самосознание.
Своего развития достигает и личностная сфера ребенка. Он открывает новый мир человеческих отношений, учится функционировать и адаптироваться в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является периодом формирования и развития психофизиологических процессов и функций личности ребенка, что способствует его дальнейшему развитию и адаптации среди взрослых и сверстников.

Заключение и вывод


Одной из самых сложных проблем в современной психологии является проблема развития саморегуляции. Низкий уровень ее развития отрицательно влияет на формирование поведения индивида, его психическое здоровье и жизнедеятельность. Именно этой проблеме многие авторы, такие как Е.И. Рогов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Б.С. Рубенштейн, уделяют большое внимание в своих работах.
Под понятием саморегуляция издавна понимали развитие воли и волевой регуляции. Так в современное время появилось новое определение активному контролю своих действий – саморегуляция.
Крупнейший советский психолог С.Л. Рубинштейн писал, что любое «психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности; при этом воля является высшей (как побудительной, так и распорядительной) формой психической регуляции»[5].
Волевая регуляция или как принято сейчас «саморегуляция» - процесс образования новых мотивационных потребностей, раскрывающих поведение в том направлении, которое необходимо человеку.
Значительную роль в саморегуляции занимают волевые усилия, так как именно благодаря им осуществляются властные и осознанные действия над своими желаниями, тормозя их.
Существует структура саморегуляции, включающая следующие компоненты:
1.Цель;
2.Регуляция действий, способствующая достижению результатов;
3.Способы преодоления внешних и внутренних препятствий, которые тормозят осуществление цели.
По словам Д.Б. Эльконина: «дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра, так и вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений»[20].
Дошкольный возраст имеет свои возрастные границы от трех до семи лет. В научной литературе дошкольный возраст разделяют на младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст.
Каждый возраст дошкольного периода имеет свои отличительные психофизиологические особенности развития. Так трех летний ребенок значительно отличается в росте, весе и развитии речи и мышления, нежели ребенок семи лет.
Так у детей шести-семи лет развитие саморегуляции начинается с активного развития произвольного поведения. Благодаря ему у них развивается способность к самоконтролю и самооценке.
Так многие ученые-исследователи и психологи доказали, что к концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться способность к формированию элементарных форм самооценки и самоконтроля, стремлению преодолевать трудности и управлять своим поведением.
Таким образом, работа, основываясь на ее актуальности, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем продолжении исследования саморегуляции и самоконтроля старших дошкольников в процессе обучения и игровой деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ