Изучение особенностей речевого развития ребенка в раннем детстве
Цели и задачи
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей третьего года жизни.
Введение и актуальность
В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка. Закрепляются грамматические навыки. Совершенствуется произношение. Дети активно усваивают конструкции предложений, развиваются связные высказывания. К концу дошкольного возраста фразовая речь у детей в основном сформирована.
Известно, что умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Серьезные речевые недостатки негативно отражаются на умственном развитии ребенка, приводят к вторичному отставанию в интеллектуальном развитии.
Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом. Для нормального развития речи ребенка также необходимы: взаимодействие со взрослыми во всех доступных ребенку сферах и видах деятельности, общение со сверстниками и другими детьми, специальные игры и упражнения по развитию речи, которые обеспечат взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития, разнообразие и содержательность образовательного материала (игрушки, книги, картинки и др.).
Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи со всей психикой ребенка, с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и чем богаче этот опыт, тем лучше происходит усвоение речи, что в свою очередь способствует более полному познанию мира.
Заключение и вывод
Целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей развития речи детей 3-го года жизни посредством формирования тонкой моторики.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы проблемы развития речи детей третьего года жизни.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.
На третьем году жизни происходит развитие понимания речи ребенком, которое является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Для развития собственно активной речи должна возникнуть необходимость возникновения потребности в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. В основе развития активной речи лежит овладение звуковой стороны языка и формированием грамматического строя речи. На третьем году жизни происходит развитие способности к выполнению речевых инструкций, которые по настоящему начинают регулировать поведение ребенка. При выполнении речевых указаний поведение ребенка на третьем году жизни определяется не воспринимаемой ситуацией а, словом взрослого.
Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Во второй главе «Исследования моторики в детской психологии» мы проанализировали проблему развития тонкой моторики: рассмотрели моторику, как физиологическую основу высших психических функций; как часть функциональной системы речи; специфику развития тонкой моторики у детей третьего года жизни.
Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие тонкой моторики на третьем году жизни обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, которые помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать; самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество игру, пластику; способствуют повышению самооценки.
В третьей главе нашего исследования мы представили опытно-экспериментальною работу по формированию тонкой моторики, как средства развития речи детей третьего года жизни. Целью констатирующего этапа нашего исследования является разработка методики диагностики исходного уровня развития речи детей третьего года жизни и ее применение, который проводился в несколько этапов:
3. Выявление состояния работы по повышению уровня развития общения и речи у детей третьего года жизни.
4. Диагностика уровня речевого развития у детей 3-го года жизни.
Реализация констатирующего этапа, направленного на выявление уровня речевого развития детей 3-го года жизни, осуществлялась следующими методами исследования:
· Беседа с воспитателями.
· Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым», «Совместное разглядывание картинок», разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой.
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальной и контрольной группе для определения речевого развития детей третьего года жизни, выявилась необходимость проведения работы, направленной на повышения уровня развития речи. Мы предлагаем реализовать её по разработанной нами методике с использованием специальных игр и упражнений.
На втором этапе нашего исследования нами была разработана и осуществлена методика формирование тонкой моторики у детей третьего года жизни, как средства развития речи детей третьего года жизни. Которая включала: в себя применение комплекса занятий по развитию речи с использованием игровых упражнений; проведение пальчиковой гимнастики в форме игровых пауз.
Контрольный эксперимент, который предполагал сравнительный анализ результатов исследования, осуществлялся по методике констатирующего.
Цель контрольного эксперимента: определение влияния комплекса занятий по развитию речи с использованием игровых упражнений, направленных на развитие тонкой моторики, и проведение пальчиковой гимнастики в режиме дня ДОУ в форме игровых пауз на развитие речи детей третьего года жизни. Было выявлено, что уровень развития речи детей третьего года жизни в ходе целенаправленного обучения повысился. Принятые нами критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой применительно к поставленной гипотезе оказались верными. Целенаправленное обучение по формированию речи, включающая работу с применением пальчиковой гимнастики оказалась эффективной. Этот факт отражает правильность анализа психолого-педагогических условий формирования речи проведенный нами в начале исследования.
Достоверность полученных результатов экспериментальной работы мы осуществили методами математической обработки.
В качестве метода для обработки данных был выбран критерий знаков G, предназначенный для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Нами было установлено, что после проведения методики формирующего эксперимента наблюдается достоверный сдвиг в пользу увеличения уровня речевого развития детей третьего года жизни.
По итогам нашего исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на формирование речи детей третьего года жизни.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы проблемы развития речи детей третьего года жизни.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.
На третьем году жизни происходит развитие понимания речи ребенком, которое является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Для развития собственно активной речи должна возникнуть необходимость возникновения потребности в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. В основе развития активной речи лежит овладение звуковой стороны языка и формированием грамматического строя речи. На третьем году жизни происходит развитие способности к выполнению речевых инструкций, которые по настоящему начинают регулировать поведение ребенка. При выполнении речевых указаний поведение ребенка на третьем году жизни определяется не воспринимаемой ситуацией а, словом взрослого.
Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Во второй главе «Исследования моторики в детской психологии» мы проанализировали проблему развития тонкой моторики: рассмотрели моторику, как физиологическую основу высших психических функций; как часть функциональной системы речи; специфику развития тонкой моторики у детей третьего года жизни.
Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие тонкой моторики на третьем году жизни обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, которые помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать; самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество игру, пластику; способствуют повышению самооценки.
В третьей главе нашего исследования мы представили опытно-экспериментальною работу по формированию тонкой моторики, как средства развития речи детей третьего года жизни. Целью констатирующего этапа нашего исследования является разработка методики диагностики исходного уровня развития речи детей третьего года жизни и ее применение, который проводился в несколько этапов:
3. Выявление состояния работы по повышению уровня развития общения и речи у детей третьего года жизни.
4. Диагностика уровня речевого развития у детей 3-го года жизни.
Реализация констатирующего этапа, направленного на выявление уровня речевого развития детей 3-го года жизни, осуществлялась следующими методами исследования:
· Беседа с воспитателями.
· Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым», «Совместное разглядывание картинок», разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой.
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальной и контрольной группе для определения речевого развития детей третьего года жизни, выявилась необходимость проведения работы, направленной на повышения уровня развития речи. Мы предлагаем реализовать её по разработанной нами методике с использованием специальных игр и упражнений.
На втором этапе нашего исследования нами была разработана и осуществлена методика формирование тонкой моторики у детей третьего года жизни, как средства развития речи детей третьего года жизни. Которая включала: в себя применение комплекса занятий по развитию речи с использованием игровых упражнений; проведение пальчиковой гимнастики в форме игровых пауз.
Контрольный эксперимент, который предполагал сравнительный анализ результатов исследования, осуществлялся по методике констатирующего.
Цель контрольного эксперимента: определение влияния комплекса занятий по развитию речи с использованием игровых упражнений, направленных на развитие тонкой моторики, и проведение пальчиковой гимнастики в режиме дня ДОУ в форме игровых пауз на развитие речи детей третьего года жизни. Было выявлено, что уровень развития речи детей третьего года жизни в ходе целенаправленного обучения повысился. Принятые нами критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой применительно к поставленной гипотезе оказались верными. Целенаправленное обучение по формированию речи, включающая работу с применением пальчиковой гимнастики оказалась эффективной. Этот факт отражает правильность анализа психолого-педагогических условий формирования речи проведенный нами в начале исследования.
Достоверность полученных результатов экспериментальной работы мы осуществили методами математической обработки.
В качестве метода для обработки данных был выбран критерий знаков G, предназначенный для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Нами было установлено, что после проведения методики формирующего эксперимента наблюдается достоверный сдвиг в пользу увеличения уровня речевого развития детей третьего года жизни.
По итогам нашего исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на формирование речи детей третьего года жизни.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт