изучение технологии «мягкой силы» в политике Российской Федерации

Цели и задачи

Цель данного исследования заключается в изучении технологии «мягкой силы» в политике Российской Федерации.

Введение и актуальность


По мнению Ю. Хартман, в настоящее время религия и язык являются особенно эффективными средствами мягкой силы, к которым могут быть также присоединены наука и технологии. Прежде всего, мягкая сила полезна в том случае, когда власть имеет очень широкое распространение. К примеру, в демократических странах политики зависимы от мнения общества и соответственно готовы к компромиссам. Конечно, влиятельные возможности мягкой силы ограничены, нет гарантий, что подходящие полупрозрачные меры могут привести автоматически к успеху. Существует зависимость от получателя информации, который должен быть готовым поддаться осуществляемому давлению со стороны общества. Кроме того, возможности контроля мягкого осуществления власти иногда ускользают от самого государственного контроля.
Чтобы подчеркнуть глубже особенности мягкой силы, следует рассмотреть противоположную ей концепцию жесткой силы. Мягкая и жесткая силы родственны друг с другом, так как обе удовлетворяют требованиям в осуществлении собственных целей. По мнению Э. Вилсон, стратегия жесткой силы сфокусирована на военной интервенции, дипломатии принуждения и экономических санкциях. Уже существующая экономическая и военная мощь, таким образом, служит своим собственным интересам, для оказания давление на участников переговоров, таким образом, что они не видят других возможностей, иначе как уступить намерению сильнейшей стороны.
Возникает вопрос, каким образом концепция мягкой силы и публичной дипломатии могут находиться друг с другом в совокупности. В этом случае жесткая сила не должна рассматриваться в её чистом виде, так как при этом речь не идет о дипломатической концепции, в центре которой стоит взаимопонимание. Публичная дипломатия и мягкая сила находятся во взаимном отношении друг к другу, так как с помощью публичной дипломатии расширяется концепция мягкой силы страны. Существует взаимная зависимость, где в первую очередь на практике недостаток влияния мягкой силы под влиянием правительств усиливается с помощью профессиональной публичной дипломатии.
На основе вышеупомянутых тенденций Дж. Най развил тезис о том, что традиционные ресурсы власти в виде жесткой силы не достаточны в меняющемся мире для распространения государственного влияния. Новые формы реализации власти более важны, с помощью которых государства могут конкурировать в области привлекательности, законности и доверия. К ним относятся следующие инструменты: «коммуникации, организационные и институциональные навыки, манипуляции взаимозависимости». Здесь имеет место процесс перемещения силы с традиционных ресурсов к информационным и коммуникационным. Это сопровождается признанием влияния СМИ и общественного мнения на процесс международных отношений: «способность делиться информацией, чтобы поверить - становится важным источником привлекательности и силы». Эта форма реализации силы через привлекательность и хороший имидж и является мягкой силой по Джозефу Найу. Помимо упомянутой дефиниции мягкую силу он определяет, как «возможность получить то, что вы хотите за счет привлечения, а не принуждения или выплат. Она возникает от привлекательности культуры страны, политических идеалов и самой национальной политики. Когда наша политика считается законной в глазах других, наша мягкая сила усиливается».
Различие между традиционной жесткой и мягкой силы состоит из ее инструментов, а не из целей политики власти. Джозеф Най не предлагает заменить концепцию жесткой силы мягкой силой, что может привести к подчинению внешней политики под потребности систем СМИ и так называемой медиации внешней политики. Вместо этого его аргументы основываются на доводах о том, что обе концепции должны привести к умной силе: «Умелое сочетание того и другого. Умная сила означает развитие интегрированной стратегии, ресурсной базы и набора инструментов для достижения целей ..., опираясь как на жесткую и мягкую силы ... именно как обеспечение глобальных благ, которое занимает центральное место в этих усилиях».
Необходимо отметить, что модель мягкой силы стала многократно опровержимой, в основном с позиции консервативных политиков и ученых, которые упрекнули Джозефа Ная в том, что культура, значение образования и международная разработка повестки дня не представляют собой вид силовых факторов, так как они не могут гарантировать видимые силовые преимущества. Единственная эволюционная форма мягкой силы могла бы быть в виде международной оценки имиджа страны, согласно опросам общественного мнения. Следующий критический аспект представляет собой отсутствие возможности управления имиджем в демократическом обществе.

Заключение и вывод

Качество внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, осуществляемой при помощи инструментов публичной дипломатии, в условиях глобализирующегося мира влияет на положение, которое занимает государство в системе мировой политики. Оно также играет решающую роль во внутреннем социальном и экономическом развитии страны.
Мягкая сила подразумевает то, что свои интересы и подходы необходимо продвигать при помощи убеждений. Необходимо привлекать симпатии к своей стране, основываясь при этом не только на достижениях ее в материальной сфере, то стоит также задействовать духовную культуру и интеллектуальную сферу.
Мягкая сила является инновационной высокоинтеллектуальной системой, позволяющей управлять сознанием, которая может усиливать поддержку внешнеполитической инициативы страны среди зарубежной аудитории. Отличительной её особенностью выступает акцентирование внимания на то, что необходимо формировать новые системы знаний и стандартов управления, в том числе и тех, что касаются внешней политики.
Активно задействовав возможности мягкой силы можно добиться эффективных и долговременных результатов, позволяющих обеспечить и продвинуть национальные интересы. Это осознают все больше государств, которые претендуют на роль мирового актора: они стараются быть не только объектами, к которым применяется мягкой силы, но и стать активными участниками, с ее помощью формировать собственный положительный имидж за рубежом, обеспечивать геополитические позиции.
В современном мире Российская Федерация выступает в союзе с единомышленниками и партнерами. Для сохранения прочности отношений играют ключевую роль факторы цивилизационного и культурного притяжения, мягкой силы, обеспечивающие сближение стран на основании того, что они одинаково понимают и разделяют взгляды, ценности и идеалы, в том числе и на мировую политику, формирующуюся международную повестку дня и миропорядок. Важнейший сегмент российской мягкой силы – это развитие внешней культурной политики, внешняя культурная стратегия России, культурная дипломатия на просторах международного гуманитарного сотрудничества.
Что же касается публичной дипломатии, то её место и роль базируются на основных направленияхсовременных международных отношений, вызовах в эпоху глобализации и транснационального сотрудничества, которые, в свою очередь, влияют на модификацию и трансформацию дипломатических отношений. Ими являются:
Трансформация внешней политики в процессе глобализации, которая приводит к возникновению новых видов дипломатии, новых форматов взаимоотношений;
Ведущая роль СМИ и ее влияние на события во внешнеполитической деятельности государств, качество оповещения и степень се заинтересованности в процессе информирования международного общества о политических намерениях, действиях и общем внешнеполитическом курсе страны;
Роль власти в международных отношениях, роль неправительственных организаций, гражданских протестных движений, отдельных акторов в судьбе государства;
Преобразование структуры международных организаций, их компетенций по отношению к суверенитету стран и единому подходу к разрешению споров относительно норм международного права, исключение понятия «двойных стандартов» в практике международных отношений.
Следует отметить имеющуюся связь публичной дипломатии с традиционной, так как основной целью обеих является реализация целей внешней политики государства за ее пределами. Однако ключевым различием является процесс практической реализации традиционной и публичной дипломатии, именно публичная дипломатия направлена на гражданское население и определенные целевые группы, организации и индивиды другой страны, в целях достичь понимания, без участия официальных представителей и построить отношения, направленные на реализацию долгосрочных перспектив и инициатив обеих сторон. Это возможно лишь на взаимном доверии и открытости партнерских отношений. Кроме того, публичная дипломатия более четко отвечает требованиям и основным вызовам глобализационных процессов, которые находятся на повестке дня различных форматов международных встреч.
Приверженность к реализации последовательной и взвешенной внешней политики во многом зависит от грамотно разработанной стратегии публичной дипломатии и мягкой силы страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ