История возникновения и развития управления персоналом, как отрасли науки.

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование истории возникновения и развития управления персоналом, как отрасли науки.

Введение и актуальность


Научная теория управления предполагает наличие в организации специального органа, ответственного за менеджмент. Иными словами, в компании обязательно должен быть руководитель и отдельная должность для него. И чем сложнее предприятие, тем больше становится управленческий аппарат. Основными задачами управленцев в рамках научной теории менеджмента являются анализ физического труда, выработка наиболее рациональных моделей на основе достижений научного прогресса. Научная школа менеджмента находилась на пике своей популярности в начале 20 века и является родоначальником ряда современных теорий, которые переняли у нее мысль об обязательности управленческого аппарата в любой организации.
Административная (классическая) школа
Основоположник- Анри Файоль (1814-1925).
Представители: Л.Урвик, Дж. Мунди, А.Рейли, А.Гинсбург, М.Вебер
Особенности:
1.Управляющая функция должна выполняться на всех уровнях организации, она касается в определенной степени всех работающих.
2.Компетентность руководителя: должен обладать определенными качествами (ум, интеллект, образование, моральные качества, здоровье и т.д.) [4]
Принципы управления (по Файолю):
1.разделение труда (цель: выполнение работы больше по объему, лучшего качества)
2.полномочия и ответственность
3.дисциплина
4.единоначалие
5.централизация
6.подчиненность личных интересов общим
7.вознаграждение персонала
8.справедливость
9.инициативность [11]
Функции управления:
1.предвидение (анализ будущего, выработка соответствующего плана)
2.организация (построение материальной и социальной составляющей организации персонала)
3.распоряжение (стимулирование персонала работать надлежащим образом)
4.координация (объединение всех усилий организации)
5.контроль (все, что совершается установленными правилами и принципами) [5].
Классическая школа менеджмента выступает приемником научной теории. Ее период популярности приходится первую половину 20 века. Основные принципы классического (административного) подхода в управлении можно описать следующим образом: разделение труда, жесткая иерархия в управлении (управление сверху вниз), принцип одного руководителя (один сотрудник не может подчиняться нескольким начальникам), нормы менеджмента (каждому руководителю можно дать в подчинение не больше определенного числа работников). Эти принципы актуальны и по сей день, но современные теории дополнили их значимостью личности и социальной составляющей коллектива [10].
Следующим эволюционным шагом и вкладом в современные теории менеджмента стали основы человеческих отношений с азами психологии.
Школа человеческих отношений
Особая заслуга Элтона Мэйо, который провел ряд экспериментов изучая влияние различных факторов производства на повышение производительности труда, пришел к выводу об особой роли человеческих факторов [6].
Представители: Элтон Мэйо, М.Фоллет
Рассматривали каждую промышленную организацию как определенную социальную систему: технологический аспект производства во взаимосвязи с человеческими и социальными факторами. Считали, что повышение эффективности организации будет происходить прежде всего за счет повышения ее человеческих ресурсов.
Основные принципы:
1.люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениями с другими людьми
2.люди более отзывчивы к социальному влиянию равных людей, чем контроля руководителя
3.работник откликается на побуждение руководителя, если тот рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей [9].
Главным аспектом этой школы менеджмента является признание человеческого фактора. Последователи этой теории уделяют особое внимание социальной и психологической составляющей роли руководителя и подчиненного, а психологический климат в коллективе возводится в ранг основного фактора успешности всего предприятия [8].
Вместе с развитием таких наук, как математический анализ, статистика и теория систем, стал возможен новый этап в осознании теорий управления. Одна из последних школ менеджмента – количественная. Она рассматривает социальную структуру предприятия как открытую систему, способную меняться и развиваться с изменением внутренних и внешних условий. Каждый элемент этой системы имеет свои собственные цели и задачи. Эта теория отличается наиболее комплексным подходом [7].
2. Практический анализ управления персоналом в ООО «Соланж»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ООО «Соланж»

Заключение и вывод

В заключение данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Во-первых, развитие управления персонала как науки связано с требованиями времени. Данная наука развивается, исходя из требований современных организаций.
Во-вторых, эффективная работа учреждения - это, прежде всего, эффективная работа персонала от руководителя до рабочего, и поэтому мотивационный фактор в достижении целей организации играет немаловажную роль.
В-третьих, эффективность управления персоналом проявляется в том, как каждый сотрудник использует свой потенциал в направлении достижения общей цели, которая является результатом работы всего коллектива.
В результате проведенного анализа в курсовой работе выявлены следующие тенденции процессов, протекающих в ООО «Соланж»:
1. ООО «Соланж» осуществляет следующие виды деятельности: производство, тиражировании, прокат, показ и реставрация (восстановление фильмов; производство аудиовизуальных рекламных роликов, музыкальных клипов; выполнение работ и оказание услуг по производству (изготовлению) фильмов, т.е. основной целью деятельности общества является извлечение прибыли.
2. Среднесписочная численность персонала растет – с 2017г. по 2018г. на 10% и с 2019г. по 2018г. на 9,1%. Проанализировав динамику рабочей силы, можно сказать, что в связи с уменьшением количества уволенного персонала в 2019 г., коэффициент оборота по увольнению по сравнению с 2018 уменьшился на 1,8%. Так же можно заметить, что в 2019 году принято на 83,3% меньше персонала, чем в 2018 г. Персонала уволенного по причине неудовлетворения системой отпусков в 2018 году на 6% больше, чем в 2017году. Так же причиной увольнения стала не удовлетворенность квалификационной подготовкой персонала: в 2018 году на 5,3% больше уволенных людей, чем в 2017гг.
С учетом действующих условий, отечественной и зарубежной практики можно предложить следующие практические рекомендации по улучшению управления персоналом в ООО «Соланж».
1. Стимулирование персонала с помощью повременной оплаты, согласно окладам, утверждённые в штатном расписании; доплата за работу в вечерни и ночные часы – в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде; доплата за выходные и праздничные дни; ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня.
2. Предоставление сотрудникам систему выплат за выслугу лет (например, от 1,5 до 3 лет – 5 % от оклада; от 4до 10 лет – 10% от оклада и т.д.)
3. Разработать гибкую систему отпусков для персонала, т.е. учитывать пожелания при составлении графика.
4. Систематически отправлять персонал на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, а также практиковать дистанционное обучение.
5. Поддержание дисциплины на предприятии: регулярно и объективно оценивать достигнутые результаты, анализировать ошибки и просчеты, не снимать ответственности с виновных, критиковать подчиненных продуманно, взвешенно.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ