История управленческой мысли (на примере Израильско-Иудейского царства)

Конфуцианство сыграло важную роль в его развитии. Конфуций (551-479) исходил из того постулата, что правительство – управление людьми. Руководствоваться люди должны моралью и ритуалами, а не наказанием и законом. Идея неравенства Конфуцием была перенесена из природы в общество, выглядела формой возрастной градации, которая превращается в социальную: иными словами, разделение между молодыми и старшими принимает форму отношений между низшими и высшими — простолюдинами и благородными. Идею почитания старого поколения, которая существовала в общинах, Конфуций трансформировал в патриархальную модель государства. Государство он понимал как огромную семью, где правитель, как глава семьи о собственных детях заботится, и те ему отвечают смирением. Авторитет лидера объяснялся обладанием высокими добродетелями, и он это должен подтверждать и ежедневной работой на благо иных, и соблюдением того ритуала, который соответствует его положению.
Конфуцианство отличает меритократическая модель государственного управления, которая предполагает назначение не по родству, а по способностям и заслугам. Критерий – успешная сдача государственных экзаменов на должность. Такая модель утопична.
Другую версию управления предложил государственный деятель эпохи Цинь Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) — основоположник законничества. Его система управления более реалистична, т.к. основана она на системе законов, а также суровых наказаний, которые реализуются аппаратом полицейского государства.
Шан Яном проведена реформа государственного управления согласно своим взглядам. Главное, что в государстве может всех объединить – единая цель. Если император ее смог предложить, то подобное состояние длиться может долго. Управлять эффективно можно лишь при помощи наказаний. Назначение наказаний основываться должно на информации, которую правитель получает о том, что происходит в государстве. Для это создана была система тотального доноса, где каждый сообщал о том, что его сосед сделал. Система контроля и доноса распространялась также и на бюрократию.
Специализированный первый трактат по управлению — Артхашастра («наука о пользе» или «наука о политике») найден был в Древней Индии. Его автор-Каутилья, советник царя Чандрагупты I (317-293 гг. до н. э.).
Понимается государственное управление прагматично, как инструмент, средство, при помощи которого «обладать можно тем, чем не обладаем, для увеличения сохраненного, сохранения приобретенного, и она среди достойных распределяет приращенное добро».
По его утверждению, управление государством соответствовать должно достижению 3-х целей:
a) религия (верховенство права),
б) богатства (или выгода)
в) любовь (или удовольствие).
Отстаивая тезис, что лишь в гармонии этих целей обеспечивается процветание всего государства, Каутилье предпочтение отдает пользе, полагая, что это основа всего. В обращении есть инструкции о том, как современной терминологией пользоваться, как управлять персоналом. В первую очередь, советники и министры отбираться должны на основании деловых и личных качеств (честность, интеллект, верность, мужество), на основании информации, которая правителю представлена в трудную минуту. Предшествует назначению испытательный срок, когда кандидата проверяют хитростью. Весь государственный аппарат обязательно должен контролироваться надзорными органами на эффективность их деятельности. Отделения за свою работу получали зарплату согласно Табели о рангах, где отражены 17 категорий государственных служащих.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ