Моделирование процессов ресторанного бизнеса.

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы являет изучение процесса моделирования бизнес-процессов на примере ресторанного бизнеса.

Введение и актуальность


На первой стадии осуществляется выявление процессов и построение модели «как есть». На этой стадии собираются данные о работе процесса выявляются его ключевые элементы, определяются границы процесса. Чтобы качественно изменить процесс в лучшую сторону, важно знать, как осуществляется этот процесс в данный момент времени. В результате проектируется модель процесса «как есть».
На второй стадии проектировщик пересматривает, анализирует и уточняет исходную модель. На этой стадии определяются ограничения процесса, выявляются дублирование действий в процессе и возникающие противоречия, описываются взаимосвязи процесса, решается вопрос о необходимости внесения изменений в процесс. По результатам этой работы формируется окончательный вариант модели «как есть».
На третий стадии разрабатывается модель «как должно быть». Необходимо определить желаемое состояние процесса после анализа существующей ситуации. Это желаемое состояние описывается в модели «как должно быть». Данная модель дает представление о том, каких улучшений необходимо достигнуть и как процесс должен выглядеть в будущем.
На четвертой стадии происходит тестирование и использование модели «как должно быть». В практику деятельности организации на этой стадии происходит внедрение разработанной модели. После прохождения апробации в модель вносятся необходимые изменения. [5]
На пятой стадии осуществляется работа по улучшению модели «как должно быть». Модели процессов должны регулярно пересматриваться и улучшаться, так как каждый из процессов по ходу работы продолжает изменяться и совершенствоваться. Эта стадия моделирования связана с постоянным улучшением процессов и улучшением модели бизнес-процессов.
Моделирование бизнес-процессов основывается на ряде принципов, которые дают возможность создать адекватные модели процессов. Их соблюдение позволяет описать множество параметров состояния процессов таким образом, чтобы внутри одной модели компоненты были тесно взаимосвязаны, в то время как отдельные модели оставались в достаточной степени независимыми друг от друга.
Следующие принципы являются главными при моделировании бизнес-процессов.
Принцип сфокусированности – для разработки модели необходимо абстрагироваться от множества параметров процесса и сфокусироваться на ключевых аспектах. Для каждой модели эти аспекты могут быть свои.
Принцип декомпозиции – каждый процесс может быть представлен набором иерархически выстроенных элементов. В соответствии с этим принципом процесс необходимо детализировать на составляющие элементы.
Принцип непротиворечивости – все элементы, входящие в модель процесса должны иметь однозначное толкование и не противоречить друг другу.
Принцип полноты и достаточности – прежде чем включать в модель тот или иной элемент, необходимо оценить его влияние на процесс. Если элемент не существенный для выполнения процесса, то его включение в модель не целесообразно, т.к. он может только усложнить модель бизнес-процесса.
Принцип документирования – элементы, входящие в процесс, должны быть формализованы и зафиксированы в модели. Для различных элементов процесса необходимо использовать различающиеся обозначения. Фиксация элементов в модели зависит от вида моделирования и выбранных методов.[6,7]
В современных условиях существует большое количество методов моделирования бизнес-процессов. Эти методы относятся к разным видам моделирования и позволяют сфокусировать внимание на различных аспектах. Они содержат как графические, так и текстовые средства, за счет которых можно наглядно представить основные компоненты процесса и дать точные определения параметров и связей элементов.
Наиболее часто в менеджменте качества моделирование бизнес-процессов выполняют с помощью следующих методов.
Flow Chart Diagram (диаграмма потока работ) – это графический метод представления процесса в котором операции, данные, оборудование процесса и пр. изображаются специальными символами. Метод применяется для отображения логической последовательности действий процесса. Главным достоинством метода является его гибкость. Процесс может быть представлен множеством способов.
Data Flow Diagram (диаграмма потока данных). Диаграмма потока данных или DFD применяется для отображения передачи информации (данных) от одной операции процесса к другой. DFD описывает взаимосвязь операций за счет информации и данных. Этот метод является основой структурного анализа процессов, т.к. позволяет разложить процесс на логические уровни. Каждый процесс может быть разбит на подпроцессы с более высоким уровнем детализации. Применение DFD позволяет отразить только поток информации, но не поток материалов. Диаграмма потока данных показывает, как информация входит и выходит из процесса, какие действия изменяют информацию, где информация хранится в процессе и пр.
Role Activity Diagram (диаграмма ролей). Она применяется для моделирования процесса с точки зрения отдельных ролей, групп ролей и взаимодействия ролей в процессе. Роль представляет собой абстрактный элемент процесса, выполняющий какую-либо организационную функцию. Диаграмма ролей показывает степень «ответственности» за процесс и его операции, а также взаимодействие ролей.
IDEF (Integrated Definition for Function Modeling) – представляет собой целый набор методов для описания различных аспектов бизнес-процессов (IDEF0, IDEF1, IDEF1X , IDEF2, IDEF3, IDEF4, IDEF5). Эти методы строятся на базе методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique). Для моделирования бизнес процессов наиболее часто применяют методы IDEF0 и IDEF3.
IDEF0 – позволяет создать модель функций процесса. На диаграмме IDEF0 отображаются основные функции процесса, входы, выходы, управляющие воздействия и устройства, взаимосвязанные с основными функциями. Процесс может быть декомпозирован на более низкий уровень.
IDEF3 – этот метод позволяет создать «поведенческую» модель процесса. IDEF3 состоит из двух видов моделей. Первый вид представляет описание потока работ. Второй – описание состояний перехода объектов.
Цветные сети Петри – этот метод представляет модель процесса в виде графа, где вершинами являются действия процесса, а дугами события, за счет которых осуществляется переход процесса из одного состояния в другое. Сети Петри применяют для динамического моделирования поведения процесса.
Unified Modeling Language (UML) - представляет собой объектно-ориентированный метод моделирования процессов. Он состоит из 9-ти различных диаграмм, каждая из которых позволяет моделировать отдельные статические или динамические аспекты процесса.
Большинство из указанных методов реализованы в виде программного обеспечения. Оно позволяет осуществлять поддержку бизнес-процессов или проводить их анализ. Примерами такого ПО являются различные CASE средства моделирования процессов. [4]

Заключение и вывод

Бизнес-процесс в общем смысле можно охарактеризовать как путь, который проходит информация (материальный объект) по мере того, как она попадает в различные структурные подразделения компании. Примерами информации или материального объекта могут служить заказ клиента, договор с поставщиком, документ на согласование, идея. Любой процесс независимо от сложности потребляет ресурсы и производит результаты.
Одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации является моделирование бизнес процессов. Основой этого подхода является описание процесса с использованием различных элементов, которые являются неотъемлемой частью этого процесса (события, материал, данные, действия и пр.). В рамках организации логическая взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения описывается моделированием бизнес процессов. Моделирование имеет возможность включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы в более сложных ситуациях.
Улучшение работы является конечной целью моделирования бизнес-процессов. В этом случае в рамках анализа внимание уделяется снижению стоимости и времени выполнения действий и повышению ценности результатов процесса.
В современных условиях существует большое количество методов моделирования бизнес-процессов. Эти методы относятся к разным видам моделирования и позволяют сфокусировать внимание на различных аспектах. Они содержат как графические, так и текстовые средства, за счет которых можно наглядно представить основные компоненты процесса и дать точные определения параметров и связей элементов.
В практической части курсовой работы было выполнено моделирование бизнес-процессов ресторана ООО «Вкусноед». Процесс проектирования организовывался средствами автоматизированного проектирования. В результате моделирования были получены модели AS-IS и AS-TO-BE, характеризующие текущее и желаемое состояние всех бизнес-процессов ресторана, а также отдельного бизнес-процесса «Обслуживание клиентов».
Реинжиниринг бизнес-процессов позволит ресторану в рамках бизнес-процесса «Обслуживание клиентов»:
ускорить процесс оформления заказов;
предоставить контроль над выполнением заказов;
сократить время выполнения заказа;
автоматизировать процесс расчета посетителей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ