исследование особенностей жанра лирической оперы и его воплощения в «Демоне» А

Цели и задачи

Цель нашей работы – исследование особенностей жанра лирической оперы и его воплощения в «Демоне» А.

Введение и актуальность


Первым образцом русской лирической оперы считают «Русалку» (1856) А.С. Даргомыжского. Все вышеперечисленные черты в ней присутствуют. Но процесс формирования жанра в русской музыке шел достаточно автономно. Хотя зарубежные оперы, безусловно, оказали влияние на русский оперный театр, все же это не был полностью «импортированный» жанр.
В ряду опер-предшественниц «Русалки» - как знаменитые оперы М.И. Глинки («Жизнь за царя», 1836 и «Руслан и Людмила», 1842) так и менее известные сочинения Степана Ивановича Давыдова (1777-1825) с его «Лестой, днепровской русалкой» (1805), Катерино Альбертовича Кавоса (1775-1840) - «Светлана» (1822), «Жар-птица» (1822), «Иван Сусанин» (1815) и др.
Черты лирической оперы возникли в русских операх в самом начале формирования национальной традиции. Процесс шел в трех направлениях:
«- кристаллизация «личностных» качеств лирического героя;
- расширение круга традиционных оперных форм путем «внедрения» песенно-романсовых жанров, способствующих углублению лирической характеристики;
- формирование мотивов, составляющих интонационный «словарь» лирической оперы».
Все эти признаки отчетливо прослеживаются в сочинениях, написанных в середине XIX века, и в особенно концентрированном виде – в « Русалке» Даргомыжского. В ее сюжете главным является раскрытие внутреннего мира Князя, главного героя, параллельно с ней развиваются другие сюжетные линии и персонажи – Наташа и Мельник. Композиция – наиболее типичная для лирической оперы трехактная, при этом экспозиция довольно развернутся за счет введения жанровых сцен. Развитие основной драматургической линии происходит очень интенсивно, но при этом сопровождается разного рода «отступлениями», создающими эффект «отстранения», из-за этого драматический конфликт укрупняется, но разрешение его решается камерными средствами – в решающей сцене участвуют только основные персонажи. Таким образом, кульминация и развязка совпадают, и это дает большую эмоциональную интенсивность переживания.
В центре сюжета, как уже упоминалось – несколько главных персонажей, показ и развитие образов которых составляет основной предмет внимания. Их сольные высказывания при этом приобретают особую весомость. Как правило, это ариозо, ария или сольная сцена-монолог. Каждый из вариантов обладает своими особенностями:
«- ариозо наиболее естественно в условиях постоянной смены эмоционально-психологических настроений, так как обладает лаконичными масштабами и фиксирует отдельную грань душевного мира героя;
- ария сохраняет свое значение развернутого сольного номера, связанного с длительным выражением одного переживания или чувства, в связи с этим наиболее естественно положение арии на экспозиционном или заключительном этапе развития музыкальной характеристики персонажа;
- сольная сцена-монолог с максимальной достоверностью воспроизводит эволюцию душевного мира героя, изменения его эмоционально-психологического состояния в процессе осмысления и переживания какого-либо события».
Из-за особого внимания на взаимоотношениях героев среди ансамблевых оперных форм большое значение приобретают разного рода диалоги, здесь обозначается и развивается основной конфликт, приходят во взаимодействие персонажи, и это взаимодействии может приводить к разного рода столкновениям.
В лирической опере хор чаще всего есть, но он не является участником развития основного конфликта. Он лишь создает общую атмосферу и оттеняет основную линию.
В целом все вокальные номера оперы строятся на песенно-романсовых интонациях, это важный и необходимый критерий определения жанровой принадлежности к лирической опере. Именно эта интонационная сфера способна выразить весь спектр эмоций персонажей. Подробнее об этом пойдет речь при разговоре о конкретной музыке – о «Демоне» А. Рубинштейна.

Заключение и вывод

Таким образом, по завершении анализа музыки оперы А.Г. Рубинштейна «Демон» можно заключить, что здесь содержатся все признаки жанра лирической оперы, отмеченные нами в первой главе.
Будучи прекрасно знакомым с европейской оперной традицией, сочиняя для немецких театров, А.Г. Рубинштейн одновременно сумел стать частью и русской музыкальной культуры. Его творчество вписалось в ту линию развития оперы, которая от композиторов XVIII века шла к А.С. Даргомыжскому, а затем – П.И. Чайковскому, который был среди консерваторских учеников А.Г. Рубинштейна. Что же именно внес Рубинштейн в жанр лирической оперы, и что из этого оказалось плодотворным для его дальнейшего развития на русской почве?
Думается, что главным достижением «Демона» А.Г. Рубинштейна было то, что композитор нашел такой метод работы с литературным первоисточником, который делал бы возможным его воплощение на оперной сцене. Именно благодаря «Демону» стало возможным дальнейшее обращение оперных композиторов с сочинениями «высокой литературы» с позиций воплощения именно лирической драмы: «”Демон” может быть сопоставлен с другими зрелыми образцами жанра “Фаустом” Гуно, “Вертером” Массне. … Так же в основе лежит сочинение классика, сюжет, чреватый крупными, глобальными идеями, сильными страстями – и так же из этого сочинения взята лишь часть идейного и художественного содержания, что постоянно вызывает суждения о “снижении”, “приземлении”. Думается, что это просто закономерность жанра».
А. Рубинштейн в «Демоне» продемонстрировал, что видоизменение литературного первоисточника такого рода, как поэма М.Ю. Лермонтова, не делает либретто оперы «плохим», «упрощенным» и т.д. Оперная сцена диктует композитору свои условия, и он оказывается в ситуации соблюдать жанровые каноны. Однако если ему удается найти некую точку равновесия между «летратурностью» и «оперностью», это может быть очень удачным.
В русской культуре 60-70-х годов имелись все предпосылки для процветания жанра лирической оперы: «Углубленный психологизм характеризовал в те десятилетия и русскую литературу, и, скажем, портретную живопись, что наложило отпечаток и на оперную культуру». Именно в то время П.И. Чайковский писал, что имеет склонность к опере, где «существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые». Именно такого рода тип сложился в лирической опере, и именно «Демон» А.Г. Рубинштейна содействовал его упрочению на русской оперной сцене, открывая дальнейший путь операм П.И. Чайковского.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ