Использование мультимедиа технологий на уроке литературы

Презентация в качестве средства мультимедиа представляет из себя документ, созданный в программе PowerPoint. Презентация — это последовательность сменяющих друг друга слайдов, занимающих весь экран монитора. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ[10]. Презентации целесообразно использовать на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. В интернете можно найти множество готовых презентаций, но также учитель может творчески подойти к подготовке урока и создать презентацию самостоятельно с помощью программы Power Point. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, или интерактивные тесты и игры, обобщающие пройденный материал. В презентации можно использовать различные материалы : иллюстрации к произведению, можно вставить в презентацию небольшой видеоролик, а также добавлять звуковое сопровождение. Также в презентацию можно добавлять тренажеры и тесты (например, при подготовке к ЕГЭ) с возможностью выбора учениками правильного ответа. Всё это позволяет разнообразить урок литературы, активировать интерес к предмету у школьников, помогает дать более полную информацию о предмете[11].
Видеофрагменты 
Видеофрагменты целесообразно использовать на уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, при изучении истории создания произведения.. В Интернете сейчас можно найти огромное количество готовых видеофрагметов, которые можно скачать или показать ученикам прямо во время урока в режиме онлайн. Кроме того, видеофрагменты может сделать самостоятельно каждый учитель, если он умеет работать в программах для редактирования видеофайлов.
Экранизация русской классики 
В настоящее время по мотивам произведений известных писателей снято очень много фильмов, поэтому сложно представить себе урок литературы без экранизаций. Современные школьники читают неохотно, им проще изучить краткое содержание, которое легко может найти в интернете каждый школьник. Именно поэтому наиболее значимые эпизоды в произведении можно дать посмотреть на экране. После просмотра экранизации можно предложить написать отзыв о фильме, или творческую работу на тему «Мои впечатления от просмотра фильма и прочтения книги». Также можно провести дискуссию по сравнению разных киноверсий, так как на многие произведения снимали фильмы не один раз. Просмотр фрагмента фильма может помочь стимулировать учеников к последующему прочтению литературного произведения.
Аудиозаписи
На уроках литературы можно предложить ученикам послушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. Такие записи будут служить образцом эталонного прочтения, к которому нужно стремиться.
Заочные экскурсии 
При изучении новых произведений можно совершить на уроке виртуальную заочную экскурсию по литературным местам как видео поддержку урока литературы. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скаченных с Интернета. Используя данные ресурсы, можно посетить Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов. Например, «Виртуальная экскурсия по чеховским местам».
Проектная деятельность
На уроках литературы важную роль играет также проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся. Сейчас уже неактуально использовать рефераты и доклады, которые можно запросто скачать в интернете. Такая работа теряет всякий смысл, не развивают творческого потенциала школьников. Другое дело, когда школьники занимаются созданием своих авторских или групповых проектов. Таким проектом может стать, например литературная игра-викторина в виде презентации с использованием иллюстраций учеников по определенному литературному произведению. Можно предложить работу для всех учеников класса «Моя любимая книга», в которой каждый ученик поделится с классом своими увлечениями и предпочтениями, сможет творчески проявить себя. Можно дать задание ученикам сочинить собственную сказку, а также создать иллюстрации к ней. Увлекательным проектом для школьников является создание видеоролика – это может быть небольшой фильм о писателе или поэте, или театральная постановка, самостоятельно снятая на видео учениками по изучаемому произведению и т.д.
Таким образом, использование технологий мультимедиа на уроках литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможно, но и необходимо.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ