ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКОВ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение использования лэпбуков в математическом развитии дошкольников.

Введение и актуальность


Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же могут использоваться и для показа, и для упражнений. Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант в каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:
- Пособия для обучения детей счету;
- Пособия для упражнения в распознавании величины предметов;
- Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
- Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
- Пособия для вправления детей в ориентировании во времени [9, с.24].
Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.
Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место [9, с.24].
В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адресованы семье, другие - и семье, и детском саду.
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач, использует разнообразные средства наглядности. Например, при обучении счету можно предложить детям реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.
Современному ребенку необходимо уметь последовательно и доказательно мыслить, рассуждать, проявлять умственную активность. В организационной плоскости образовательной среды современного дошкольного учебного заведения приобретает актуальность создания целостной системы информационно-ресурсного наполнения для решения детьми разноплановых образовательных задач, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных линий; внедрение инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В указанном контексте заслуживают внимания такие технологии и методики:
- ЛЕГО-технологии с использованием конструкторов LEGO Education. Они обеспечивают интеллектуальное, физическое, эмоционально-ценностный и креативное развитие дошкольников. Дети приобретают способность независимо мыслить, работать самостоятельно. Воспитанники учатся планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, действовать двумя руками под контролем зрения, выполнять задание до конца, преодолевая трудности различного характера, овладевая приемами выполнения практической деятельности. Навыки, полученные во время занятий с конструкторами LEGO Education, способствуют нравственному воспитанию детей. Воспитанники учатся уважать взрослых и товарищей, делиться материалами, помогать друг другу, решать проблемную ситуацию совместными усилиями.
- Новая образовательная технология «едьютейнмент», предложенная К. Крутой. Едьютейнмент сочетает в себе развлекательные приемы, методы интерактивного и активного обучения, мотивацию к познанию и взаимодействию. Технология основывается на получении ребенком и педагогом удовольствие от процесса обучения (первичного интереса к предмету, явления, информации), что будет способствовать мотивации дошкольников к обучению [8, с. 2-6].
- Методика формирования здоровьесберегающей компетентности. Ее внедрение в образовательный процесс дошкольных учебных заведений обеспечит повышение у детей интереса к получению знаний о здоровье, развитие мотивации на здоровый образ жизни, формирование знаний, умений и навыков сохранения здоровья, практическое применение жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью [1].
- «Лэпбук» - один из перспективных методов, что способствует развитию внимания, памяти, творческого воображения, выработке умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Лэпбук – интерактивная тематическая папка – самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Это дидактическое пособие, которое помогает детям в игровой форме усвоить материал. Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста, он стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Ребенок может быть активным участником создания лэпбука на любом этапе.
Внедрение указанных технологий и методик будет способствовать максимальному раскрытию личностного потенциала дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития, приобретению ребенком необходимых образовательных компетенций, формированию у воспитанников психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и различных средств наглядности, поскольку процесс формирования понятий неотделим от конкретных представлений, от формирования способов действий.

Заключение и вывод


Итак, в результате проведенного исследования отметим основные педагогические требования к математическому материалу как дидактическому средству. Математический материал должен быть разнообразным. Это требование следует из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть интересные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особых усилий, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д..
Важнейшим дидактическим средством при освоении математики дошкольниками является лэпбук. Термин «лэпбук» (с английского «lapbook» - книга на коленях) впервые использовала в своей домашней школе мать и писательница из Вирджинии Тэмми Даби. Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книга с карманами, где студент может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению разнообразный материал. В ней собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую студент выполнял в ходе изучения данной темы. Чтобы создать и заполнить эту папку, студент должен изучить содержание выбранной темы, в соответствии с программой начальной школы, провести наблюдение, проанализировать представленный материал.
Создание лэпбука при освоении математики дошкольниками способствует групповой взаимодействие студентов на занятиях, развития познавательной мотивации и учебной активности. Помогает учащимся систематизировать и структурировать содержание выбранной темы, определить ключевые понятия и выбрать дополнительный материал, средства, виды работы. А главное, активизирует творчество учащихся, что является безусловным мотивационным двигателем в процессе их профессиональной подготовки.
Лэпбук дает возможность детям в игровой форме усвоить материал по определенной теме или направлению ОСР, одновременно развиваются межличностные отношения детей, умение осознанно сочетать разные виды деятельности и самостоятельно, при необходимости, обновлять содержательное наполнение пособия. В то же время имеющийся задел научных трудов по использованию лэпбуков с целью социализации дошкольников является недостаточным, что открывает широкие возможности для научного поиска в этом направлении.
Такие папки дети изготавливали совместно с родителями и воспитателями, постоянно обновляли их содержание, что способствовало значительному повышению интереса к использованию лэпбуков в игровой деятельности и на занятиях. Лэпбук прежде всего мотивирует детей к познавательному творчеству, побуждает осознавать потребность действовать в соответствии с идеями ОСР. Интерактивная папка с математическим содержанием не только дает возможность детям в игровой форме усвоить учебный материал по любой математической теме, но и «открывает дверь» в мир творчества дошкольника, для выражения собственной неповторимости и креативности. Пособие развивает наблюдательность, формирует навыки критического мышления, умения анализировать модель поведения – свою и других, договариваться между собой в решении проблемной ситуации. Использование интерактивных папок стимулирует воспитателей к постоянному поиску, развитию профессионального творческого потенциала и самосовершенствования.
Таким образом, лэпбуки выступают как перспективный метод в работе со средними и старшими дошкольниками по курсу «Математика». Лэпбук или интерактивная тематическая папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать и складывать на свое усмотрение. Осознавая эффективность интерактивных папок в образовательной деятельности, ориентированной на интересы и самореализацию каждого дошкольника, была определена цель формирующего эксперимента.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ