Интерактивные занятия как средство математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства [1, с. 45]. Средство — это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребенка личный опыт — важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно [1, с. 55].
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень — переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [2, с. 113].
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [3, с. 23].
Игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка — это серьезное занятие [4, с. 87].
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место [4, с. 59]. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, автор писал: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [9, с. 170].
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще [9, с. 90].
В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях; обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра — незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей [3, с. 64].
Дидактическая игра помогает социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. [2, с. 64]. В дидактической игре происходит художественное воспитание — совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа [2, с. 68].
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
Стремление познать окружающий мир побуждает познавательную активность ребенка. Познавательная активность детей дошкольного возраста определяется такими изменениями, как заинтересованность ребенка в деятельности и определяется результатами деятельности в процессе получения знаний.
Дидактическая игра дает возможность: развить познавательные способности; получить новые знания, обобщить и закрепить их. Дидактические игры приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащают чувственный опыт ребенка, развивают умственные способности.
Таким образом, незаменимым средством преодоления различных затруднений в умственной деятельности у детей является дидактическая игра. Она помогает развитию речи детей. Игры побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект/

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ