Интеллектуальный капитал как фактор экономического роста.

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование текущего состояния интеллектуального капитала в РФ и перспектив его развития.

Введение и актуальность


На первом этапе формируется базовый уровень интеллектуального капитала, который является необходимой основой для дальнейшего развития, как личности, так и ИК. Субъектами, формирующими интеллектуальный капитал на данном уровне, являются дошкольные и школьные учреждения. Результаты системы обучения представляют собой конкретные достижения и аттестаты о среднем образовании. Необходимо заметить, что при дальнейшем развитии ИК значение данного уровня снижается и по результатам данного уровня оценка трудовых ресурсов работодателями производится редко.
Исключение составляют трудовые ресурсы, которые выходят на рынок труда с о средним уровнем образования. В данном случае при развитии на предприятии интеллектуального капитала необходимо учитывать, что данная категория трудовых ресурсов требует максимальных затрат на обучение, по сравнению с другими категориями.
При развитии ИК с участием инвестиции работодателя, необходимо экономическое обоснование данных мероприятий.
На следующем этапе формирование индивидуального интеллектуального капитала происходит во время получения среднее профессионального и высшего образования, представленного в виде программ обучения «бакалавриат» и «магистратура».
На данном этапе происходит формирование и развитие интеллектуального капитала индивида на профессиональном уровне: развитие навыков, умений, приобретение профессиональных знаний. Помимо документов об образовании каждый индивид имеет возможность участия в научных конференциях и публикации научных статей, что является непосредственными элементами индивидуального интеллектуального капитала. Данные аспекты обуславливают возможность повышения конкурентоспособности потенциальных трудовых ресурсов на рынке труда.
Особое место на данном уровне имеют выпускные квалификационные работы, в которых индивид решает конкретные проблемы и разрабатывает рекомендации в профессиональной сфере. При этом стоит отметить, что уровень сложности в работах баклавратуры и магистратуры различен. Тем самым индивид повышает уровень своих интеллектуального и человеческого капиталов.
Немаловажным аспектом формирования ИК на данном этапе является возможность получения различного рода сертификатов, по изучению различных программ, и прохождения стажировок. Стажировки, подтвержденные формальными элементами ИК, отражают не только формирование и развитие последнего, но учувствуют в развитии человеческого капитала на индивидуальном уровне, в силу первичного формирования навыков и опыта определенного вида трудовой деятельности.
Третий этап формирования интеллектуального капитала происходит на расширенном профессиональном уровне. На данном этапе интеллектуальный капитал человека, формирование которого происходит на протяжении первых двух этапов, становится частью интеллектуального капитала предприятия.
Формирование интеллектуального капитала происходит за счет развития профессиональных компетенций в институтах дополнительного образования, возможно аспирантуре, во время прохождения обучения в корпоративных университетах, программ МВА, повышения квалификации и других формах системы образования. Стоит отметить, что определенный уровень ИК является необходимым условием для занятия вакантной должности на предприятии, которое отражено в требованиях к данной должности.
В процессе осуществления трудовой деятельности у предприятия либо возникает необходимость в развитии ИК работника, что требует дополнительных затрат и имеет своей целью повышение ИК предприятия, либо работодатель отказывается от повышения уровня ИК, при достижении заданных параметров качественных характеристик трудовых ресурсов предприятия.
В процессе трудовой деятельности ИК работника представляет собой составную часть человеческого капитала работника. Человеческий капитал является более расширенным понятием и включает в себя не только нематериальные активы, но и накопленный человеком определенный запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации, которые при эффективной системе управления должны вести к росту квалификации работника.
Таким образом, ИК, являясь неотъемлемой частью человеческого капитала работника, может рассматриваться и как один из элементов оценки эффективности использования трудовых ресурсов. В силу того, что при повышении квалификации либо образовательного уровня уровень ИИК возрастает. При этом необходимо рассматривать вопрос экономического обоснования инвестиций и мероприятий в отношении развития ИИК и человеческого капитала предприятия.

Заключение и вывод


В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Интеллектуальный капитал нельзя рассматривать в отдельных структурных элементах, всю свою ценность для производства они выражают только в совокупности и взаимодействии. Система интеллектуального капитала сейчас является необходимым инструментом для функционирования производства и выполнения его целей. Бесспорно, на данном этапе развития общества и экономики именно этот фактор производства играет самую активную роль. При наличии проблемы ограниченности материального капитала и сырьевой базы, информатизация и технологизация общества принимает все более крупные обороты. Эти инновации, применение уже существующих знаний, важные научные открытия и разнообразные идеи позволят обойти проблему ресурсов, находя новые источники сырья и варианты их использования
В ходе работы была тщательно рассмотрена история возникновения теории интеллектуального капитала, проанализирована его структура, что позволило определить актуальные проблемы на примерах России, что позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, нами было определено, что интеллектуальный капитал как фактор производства объединяет в себе достоинства остальных факторов, дополняя их своими особенными чертами – неисчерпаемостью, постоянным развитием, связью с личностью каждого задействованного в производстве человека. Понимание сущности и рациональное использование его структурных составляющих позволит производству получить максимальный экономический эффект и выгоду.
Интеллектуальный капитал является уникальным для каждого производства, и в этом заключается его ценность как фактора производства. В то же время, как совершенно новая категория в экономической науке, интеллектуальный капитал еще не разработан в полной мере, что мешает его внедрению в реальную экономику. Кроме этого, были выделены следующие проблемы:
1.эмиграция российских специалистов из-за недостаточного финансового обеспечения;
2.сложность поиска одаренных детей; неактивное внедрение различных технологий в производство;
3.безработица.
Рассмотрение этих проблем на примере РФ пока- зало, что государство ведет политику преодоления данных проблем во всех четырех направлениях посредством создания специальных целевых программ, финансовыми мерами поддержки и поощрения, организацией различных мероприятий.
Благодаря своим исключительным качествам, интеллектуальный капитал играет особую роль в современном обществе, служа одним из самых важных экономических элементов. На данный момент, благодаря прогрессированию общества, он начинает занимать одно из ключевых мест в экономике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ