Инструменты государственного финансового регулирования отраслевых пропорций экономики, их характеристика

Цели и задачи

Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать инструменты государственного финансового регулирования отраслевых пропорций экономики.

Введение и актуальность


Осуществляя финансовое регулирование экономических и социальных процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые применяются к зависимости от содержания решаемых задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, используются прямые и косвенные методы их регулирования (рис. 2).
Методы финансового регулирования экономики
Прямые
Косвенные
Государственные субсидии
(дотации, субвенции)
Государственные и
муниципальные заказы
Контроль за монополиями,
финансовыми рынками
Разработка стандартов, их
поддержание
Денежно-кредитная политика ЦБ (разработка обязательных нормативов)
Денежно-кредитная сфера (политика учетной ставки)
Валютная сфера (валютный курс, методы страхования валютных рисков)
Налоговая сфера (налоговые ставки, налоговые льготы)
Методы бюджетного регулирования
Методы таможенного регулирования
Методы внутрихозяйственной сферы регулирования

Заключение и вывод

Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
Государственное регулирование процессов экономики в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, ориентировано на то, чтобы предотвратить возникающие диспропорции, как отраслевые, когда отдельные сегменты экономики развиваются более стремительно, при этом угрожая создать ситуацию перепроизводства, так и территориальные. Финансовое регулирование ориентировано на устранение возникающих диспропорций, как отраслевой структуры экономики, так и территориальных пропорций, а также социальной структуры. При регулировании территориальных пропорций участвуют главным образом государственные и муниципальные финансы. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, субсидий и субвенций бюджетам другого уровня бюджетной системы, путем формирования и использования территориальных фондов регулирования, а также различных форм бюджетного кредита.
Регулирование отраслевых пропорций происходит как на общегосударственном уровне, так и на уровне регионов. Однако, существуют границы государственного вмешательства в экономические процессы, так как чрезмерная «государственная опека» может лишить отдельные организации и социальные группы мотивации к развитию, породить иждивенчество, в то время как функционирование рыночной экономики невозможно без индивидуального риска и ответственности.
Основополагающим методом регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития являются межбюджетные трансферты. Одним из инструментов регулирования территориальных пропорций являются межбюджетные трансферты (МБТ). Межбюджетными трансфертами является совокупность отношений, которые возникают в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой. Так, МБТ являются частью системы межбюджетных отношений, и они выполняют следующие функции: возмещают бюджетам нижестоящих уровней расходы на общенациональные услуги в случае, если данные расходы выше других поступлений в эти бюджеты; способствуют устранению проблем, которые возникают в связи с горизонтальными диспропорциями, а также решают социальные проблемы, которые связанны с региональными экономическими спадами.
Изучив экономические процессы, удалось выявить три основные проблемы финансовой политики, решение которых приведет к оживлению финансовой сферы жизни общества.
Первая проблема, проблема сырьевого характера российской экономики. Для урегулирования выделенной первой проблемы необходимо совершенствование экономики по следующим направлениям: диверсификация сферы производства для более динамичного развития хозяйствующих субъектов, ускорения экономического роста, повышения удельного веса несырьевых доходов бюджета РФ; развитие рынков инвестиций и финансов в целях совершенствования процесса перераспределения финансовых ресурсов и привлечения вложений в реальный сектор экономики, что позволит более эффективно развиваться отечественным предприятиям; сбалансированная бюджетная и денежно-кредитная политика государства.
Вторая, проблема теневой экономики, которая плохо сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, приводит к искажению показателей деловой активности, сокращению доходной части бюджета страны. Для решения: модификация законодательной базы, так как наличие теневой экономики связано, в первую очередь, с возможностью «ухода в тень» из-за несовершенной законодательной базы; стабилизация политической и экономической ситуации, что приведет к оживлению деловой активности, предотвращению спада в экономике страны, повышению занятости населения и его доверия государству; проблема развития финансов домашних хозяйств, которые играют значительную роль в развитии платежеспособного спроса страны, а также в развитии концентрированных финансов с помощью налоговых платежей.
Третья, проблема развития финансов домашних хозяйств, которые играют значительную роль в развитии платежеспособного спроса страны, а также в развитии концентрированных финансов с помощью налоговых платежей. Для решения: обеспечить рост доходов населения за счет установления справедливой оплаты труда. Так как основным источником доходов населения является заработная плата, последняя является ведущим показателем уровня жизни населения. Безусловно, регулирование оплаты труда должно быть на уровне, необходимом для обеспечения комфортных условий для жизни общества; следует развивать и преобразовать ипотечное кредитование, сделав его основной формой приобретения жилья, то есть необходимо совершенствовать условия ипотеки до тех пор, пока они не станут доступными для большей части нуждающегося в жилье населения.
Межбюджетные трансферты, в качестве инструмента перераспределения, имеют двоякий характер воздействия на уровень регионального экономического развития: с одной стороны, неравномерность их распределения оправдывается региональной спецификой и экономической развитостью и климатическими условиями, с другой стороны - увеличивает риск усиления социально-экономических региональных диспропорций. Чтобы повысить эффективность механизма трансфертного межбюджетного перераспределения в системе мер обеспечения территориального выравнивания необходимо: обеспечить связь МБТ с перераспределением федеральных налогов; дифференцировать, учитывая потенциал развития регионов, применение форм трансфертов; а также обосновать допустимый уровень регионального неравенства, который возникает с точки зрения формирования в регионах центров роста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ