Государственная измена:юридический анализ | Пример курсовой работы

Государственная измена:юридический анализ

Целью курсовой работы является исследование уголовной ответственности за государственную измену, определение актуальных проблем правоприменительной практике и формулирование предложений по их преодолению.

Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба). Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.
Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Исходя из текста закона, своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.
“Иное” способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.
Стоит разграничивать государственную измену и разглашение государственной тайны.
При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица; б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб безопасности России.
В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом – лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.
Проведенное исследование уголовной ответственности за государственную измену позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Уголовно-правовая защита государственной тайны предусматривается уголовным законодательством всех известных правовых систем. УК РФ содержит целый ряд статей, которые по мысли законодателя обеспечивают охрану государственной тайны и позволяют привлечь к уголовной ответственности лиц, нарушивших ее.
При совершенствовании норм уголовной ответственности целесообразно учесть ряд следующих моментов:
1) конкретизировать конструктивные признаки составов преступлений и унифицировать терминологию, используемую в нормах главы 29 УК РФ (ст. ст. 275, 276, 283, 284);
2) рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения ст. 284 УК РФ (поскольку по ней практически не выносятся обвинительные приговоры) и перевода соответствующего состава в число административных правонарушений;
3) усилить максимальное наказание за деяние, предусмотренное частью первой ст. 283 УК РФ, отнеся данное преступление к категории тяжких, поскольку разглашение государственной тайны без достаточных оснований отнесено к преступлениям средней тяжести, что в соответствии с частью второй ст. 30 УК РФ исключает возможность ответственности за приготовление к разглашению государственной тайны;
4) предусмотреть ответственность за умышленное причинение тяжких последствий разглашением государственной тайны (ст. 283 УК РФ).
Правоприменительная практика требует специально подготовленных кадров, обладающих профессиональными знаниями и квалификацией, адекватными сложности задач защиты тайн в условиях демократического государства с рыночной экономикой. Остаются открытыми и нуждаются в совершенствовании вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы защиты государственной тайны.
Таким образом, анализ практики применения законодательства в сфере защиты государственной тайны диктует насущную необходимость комплексного совершенствования правового института государственной тайны с учетом всего спектра угроз и вызовов для России.
Внесение изменений в диспозицию ст. 275 УК РФ в целях конкретизации объективной и субъективной сторон состава данного преступления применительно к трем традиционным формам государственной измены, а также субъекта такой формы государственной измены, как выдача государственной тайны, позволит, по мнению авторов законопроекта, исключить саму возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей. Как видим, и традиции произвола вкупе со злоупотреблениями больше не будет.
Сразу возникает вопрос, что в данном случае следует понимать под термином “безопасность Российской Федерации”. Как он соотносится с терминами “конституционный строй”, “суверенитет”, “территориальная и государственная целостность”. Но есть ведь еще демографическая, экономическая, экологическая безопасность. При таких обстоятельствах любая консультация может быть истолкована как измена, а уже вывоз капитала как преступное деяние и доказывать не нужно, и так все очевидно.
Результаты анализа материалов уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений органов ФСБ, показали, что сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования при отсутствии в их действиях признаков государственной измены и шпионажа. При этом таких лиц, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.). Повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом, со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.
Целью курсовой работы является исследование уголовной ответственности за государственную измену, определение актуальных проблем правоприменительной практике и формулирование предложений по их преодолению.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!