Инклюзивное образование

Эти принципы показывают способ организации инклюзивного образования в образовательном процессе в целом и в начальной школе в частности. Следовательно, инклюзия – это не только создание материально-технических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе, но и специфика организации педагогического процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особенностями развития. В начальной школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально- психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе школы:
— инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
— Планирование урока в инклюзивном классе школы должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями: урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Одно из основных требований к уроку в школе – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
— начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
— сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
— чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
— использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Следует отметить, что введение инклюзивного образования в практику образования важно не только для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями, которые таким образом получают возможность для социализации, воспитания и образования наравне со здоровыми младшими школьниками. Педагоги, занимающиеся проблемами инклюзивного образования, отмечают, что здоровые дети по собственной инициативе помогают своим сверстникам с особыми потребностями стать неотъемлемыми участниками жизни класса уже с данного возраста. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями принимать активное участие в социальной и образовательной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии социальной сознательности, в становлении собственных принципов, и способствует искренней дружбе и заботе уже в начальной школе.
Несмотря на преимущества данной системы, она не является повсеместно распространенной, это связано с трудностями, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Значительная часть затруднений связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: учителей начальных классов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.
Стоит отметить, что поддержка детей с ОВЗ в школе нередко ошибочно интерпретируется педагогами как ограждение этих детей от трудностей, выполнение за них учебных задач, снижение темпа работы целого класса, избегание участия детей с ОВЗ в соревнованиях, либо присуждение им победы в соревновании на основании их присутствия. Такого рода помощь поддерживает пассивно зависимую позицию детей с ОВЗ и не решает задач их адаптации и самореализации в обществе. Неудивительно, что при такой организации образовательного процесса возникает проблема негативного отношения как к детям с ОВЗ, так и к самой идее инклюзии со стороны обучающихся и их родителей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ