Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, пути профилактики

Цели и задачи

Цель исследования - изучить особенности химической зависимости в подростковом и юношеском возрасте, а также определить причины и пути ее профилактики.

Введение и актуальность


Аддикция отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты (люди с аддиктивным поведением) отношений создают, например, группу «по интересам» члены этой группы постоянно с удовольствием ходят в гости к друг другу, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.
В широком смысле, под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Аддиктивное поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности. Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некой непреодолимой власти. 
Согласно социально-психологическим исследованиям распространение влияния алкоголя и табака напрямую связано с кризисными ситуациями в политике и экономике. Спиртное и табак уверенно вошли в наш быт, став повседневной нормой превратившись в обыденность. Выпивают повсюду и по любому поводу, тоже самое с курением. Для этого алко- и табакоизготовители сильно постарались. Используется непосредственная пропаганда в газетах и журналах, на телевидении, в интернете и скрытая в кино и музыке. Позитивные герои часто выпивают, дымят и развратничают. Ненавязчиво наше подсознание воспринимает схожее поведение как норму.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.
В настоящее время общепринятым считается мнение, согласно которому развитие табакозависимости определяют следующие факторы:
- химическая структура ПАВ, его фармакодинамические и фармакокинетические особенности, с которыми связано его влияние на нейрохимические системы мозга и соответствующие рецепторы;
- наследственные свойства организма и предполагаемая наследственная передача предрасположенности к развитию токсикомании и табакозависимости;
- индивидуальные ощущения, получаемые при курении;
- личностные особенности человека, в частности возрастные;
- социокулыуральные и другие средовые влияния.
Следует отметить, что наиболее высокий риск формирования выраженных форм табакозависимости отмечается у подростков, обнаруживающих пограничные психические нарушения различных форм и типов, как синдромально и нозологически очерченных, так и являющихся предболезненными нарушениями, получивших в ряде исследований термин «патохарактерологические и невротические реакции».[7, с.83]
Поскольку о психических свойствах личности судят по особенностям ее проявления одним из ключевых признаков, традиционно относимых к факторам повышенного риска возникновения и развития зависимости, является наличие отклоняющегося (девиантного) поведения - нежелательного или опасного для общества отклонения поведения от принятых социальных норм. Поэтому все подростки с различными формами нарушенного поведения могут быть отнесены к группе риска по табакокурению.
Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.
Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.
Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения рвоты, снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя.
Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.

Заключение и вывод

Таким образом, в работе была рассмотрена проблема привлечения подростков к психоактивным веществам.
В моем исследовании была изучена актуальная проблема -профилактика химической зависимости среди подростков. В ходе работы были выявлены основные подходы и модели осуществления профилактики химической зависимости личности в подростковой среде. Рассмотрены формы и методы профилактики наркомании у подростков.
Система профилактических мероприятий по предупреждению возникновения у растущего населения предрасположенности к употреблению наркотических средств предполагает разработку ряда условий, способствующих развитию у подростков при закрытых установках отторжения при любых обстоятельствах веществ с наркотическим содержанием.
На современном этапе практики социальной работы профилактика представляет собой систему комплексных мер, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, в том числе мер, принимаемых в семье, медицинских учреждениях, дошкольных воспитателях, педагогических и школьных органах власти, правоохранительных органах и организациях, занимающихся вопросами молодежи, и, наконец, в государстве и правительстве.
Растет осознание того, что профилактика наркомании должна стать приоритетной задачей, и это должно стать возможным ранним выявлением симптомов психологической предрасположенности к употреблению психоактивных веществ в подростковом возрасте. Учащиеся получают большое количество разнообразной информации о наркотиках из различных источников, однако среди них преобладает информация, облегчающая усвоение наркотиков.
В настоящее время отсутствует единая стратегия проведения антинаркотической работы в государственных структурах, занимающихся проблемами наркомании, она не показывает понимания и преемственности в ключевых общих для них вопросах.
В процессе исследования были обнаружены значимые социально-психологические особенности проявления химической зависимости у подростков выступает деформация личностных качеств в виде: изменения до неадекватности системы ценностей и интересов; изменения мотивационно-потребностной сферы; духовной опустошенности и пренебрежения к установленной системе социальных норм, склонностей к отвержению и избежать решения проблем.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая химическая зависимость носит циклический характер и состоит из двух этапов-стадии ремиссии и стадии наркотизации. Следует также отметить, что двумя наиболее распространенными видами злоупотребления психоактивными веществами являются злоупотребление опиатами и злоупотребление препаратами конопли. Употребление любого психоактивного вещества неизбежно приводит к формированию психической или физической зависимости, но в силу разных сроков ее формирования. Также можно сделать вывод, что химическая зависимость затрагивает не только подростков, но и взрослых.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ