Особенности влияния компьютерных игр на агрессивность подростков

Итак, агрессия — это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает такого обращения. Возникновение враждебности и формы агрессии зависят от конкретных условий социальной среды, в которой развивается личность. Не находя прямого выражения, агрессия заявляет о себе в символических формах. Одной из таких форм является компьютерная игра. С другой стороны, компьютерная игра сама по себе может выступать фактором, влияющим на агрессивное поведение человека.
Увлечение компьютерными играми оценивается двояко: с одной стороны, оно связано с восхищением общества возможностями компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера вообще и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторы высказывают мнение, что компьютерные занятия являются разновидностью аддикции, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростков переключиться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над другими. Существует и такая опасность, как обеднение эмоциональной сферы подростка. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, прославление войн и насилия.
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужение круга интересов подростка, Стремление к созданию собственного мира, бегство от реальности.
По мнению некоторых ученых, индивидуальные компьютерные занятия, зачастую в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Большинство игр создаются как соревнование между пользователем и компьютером или другим игроком; практически нет игр, требующих общего взаимодействия.
Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет широкий резонанс в обществе и, по-видимому, поэтому выступает одной из центральных тем психологических исследований.
Сцены видео насилия и возникающие на этой основе агрессивные фантазии представляют реальную опасность для подростка и общества, которая заключается не столько в возможности их быстрой реализации, сколько в постепенном формировании у подростка отношения к их рациональному использованию в качестве универсального инструмента решения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний.
Некоторые ученые считают, что видеоигры на войне являются провокацией, предлагая в то же время свой сценарий безграничных возможностей. Эти безграничные возможности проявляются не только в том, что игрок перемещается в далекие просторы космоса, но и в сознании иллюзии всемогущества. Чувства безграничной власти и отсутствия реальных последствий, разрушительные фантазии могут перекликаться с желанием взрослых контролировать все.
Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с широким распространением игр и превращением их в основную форму досуга детей и подростков. В исследовании У. Гриффита (ученого-психолога) было выделено два типа мотивов, которые заставляют детей и подростков снова и снова обращаться к компьютерной игре.
Игроки с первым типом играют ради удовольствия самой игры и ради результата, удовлетворения мотива достижения, возможного соперничества с другими игроками. При таком типе мотивации игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с окружающими и обращается к компьютерной игре во время отдыха, досуга.
Для игроков со вторым типом мотивации игра становится стремлением человека вырваться из мрачной реальности в мир иллюзий. Именно этот вид зависимости от игры и ухода в реальность игры привлекает внимание не только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми может быть неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, учебы, сложные взаимоотношения с родителями, сверстниками — в таких случаях игра является формой реакции на стресс, способом бегства от реальности, выражением чувства беспомощности.
Компьютерная игра для такого ребенка становится главным времяпрепровождением, он теряет интерес к другим занятиям. Такой ребенок требует внимания взрослого, возможно, помощи психолога.
Наиболее широко изученной сферой влияния компьютерных игр на ребенка является выраженная агрессивность содержания многих игр. Эта проблема также беспокоит родителей. В теоретических подходах можно выделить две противоречивые точки зрения-теория социального обучения утверждает, что игры, содержащие модели агрессивного поведения, влияют на враждебность ребенка, что такие модели будут воспроизводиться им в реальности. Согласно психоаналитическим теориям, наоборот, компьютерные игры дают возможность реагировать на агрессивные импульсы, подавляемые ребенком, выражать чувства гнева, озлобленности, проявление которых не одобряется окружающими. В этом случае игра может иметь эффект катарсиса, быть средством «самотерапии» для ребенка.
Параллельно с прививкой жестокости в компьютерном поколении наблюдается снижение умственных способностей. Ученые из Университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют только те части мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его частей. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренируют память, эмоции и обучение. Так, компьютерные игры приводят к деградации лобных долей.
Выводы по главе 1. Таким образом, отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является» уход » подростка в виртуальную реальность. Среди последствий такого поведения следует отметить следующие: деградация социальных связей личности, чрезмерная агрессивность, асоциальное поведение, неспособность к самовыражению, проблемы в семье и школе.
В связи с этим необходимо регулировать время, проводимое ребенком перед монитором, в то время как родители должны следить за содержанием его досуга в Интернете. Личный пример взрослых оказывает большое влияние. Необходимо грамотно планировать свободное время семьи: проводить больше времени вместе на природе, организовывать просоциальный досуг подростка (занятия в кружках, с воспитателями), уделять больше времени учебе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ