Гражданское воспитание учащихся на уроках истории

Цели и задачи

Цель моей работы показать развитие гражданского воспитания школьников, его необходимость для современной молодежи.

Введение и актуальность


Особый интерес в деле развития патриотизма представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Важно, чтобы учащиеся на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского. Немаловажной темой для воспитания патриотизма в курсе отечественной истории XIV века являются события, связанные с Куликовской битвой. История России начала XVII века ознаменована патриотическим подъемом русского народа в борьбе против польско-литовских интервентов. Данный период в истории страны, получивший название Смутное время, был ознаменован династическим кризисом, угрозой потери государственности, появлением самозванства. Воспитательная цель урока, раскрывающего данную тему, заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления народного патриотизма в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы выжить в тяжелых условиях Смутного времени, необходимость создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Этому способствует обращение к произведениям искусства, таким как отрывки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», обращение к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», другим литературным произведениям . Также обязательно нужно помнить, что День народного единства 4 ноября, отмечаемый в РФ с 2005 года, посвящен именно тем героическим событий, что ещё раз подчеркивает связь поколений.
Надо отметить, что история нашего Отечества - это во многом история его защиты. Поэтому немаловажное значение в деле воспитания патриотизма учащихся имеют судьбы и деяния великих русских полководцев разных времён: Петра Александровича Румянцева, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Павла Степановича Нахимова, Степана Осиповича Макарова, Константина Георгиевича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского и многих других. Важным материалом для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Опять-таки важно говорить о героизме не только русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. Наибольший материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Беспримерные подвиги советских людей во время борьбы с фашистскими захватчиками не оставляют равнодушными и сегодня. Учащиеся на уроках, посвященных войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, блокады Ленинграда, обороны Москвы, Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины – Дмитрия Михайловича Карбышева, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев. Этот список можно продолжить. Нельзя забывать о том, что героизм и патриотизм советского народа проявлялся не только на фронтах ВОВ, но и в тылу: страна не выдержала бы такого сурового испытания, если бы не жила единой мыслью «Всё для фронта, всё для победы!».
Для создания соответствующего эмоционального настроя на уроках можно использовать картины, посвященные ВОВ, плакаты, фотографии, видеозаписи, отрывки музыкальных произведений, таких как «Седьмая симфония» Шостаковича, песни военных лет, грамзаписи с голосом Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации, и многое другое.
Истории нашего государства очень богата историческими событиями, которые дают возможность нам гордиться тем, что мы живем в такой Великой Стране.
Воспитание гражданственности и патриотизма, становление и развитие личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, и на уроках истории и обществознания закладываются эти основы.

Заключение и вывод


В ходе моей работы выяснилось, что основной целью гражданского воспитания учащихся на уроках истории состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем.
Теоретическую ценность исследования и решение крупной научной проблемы определяют: характеристика ведущих парадигм гражданского воспитания школьной молодежи; ретроспективный анализ содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание»; раскрытие духовно-нравственных, аксиологических аспектов гражданского воспитания, его обусловленности уровнем личностного развития; анализ взаимосвязи гражданского воспитания, трудовой подготовки, профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки, гражданского воспитания и гармоничного развития личности, значения политехнического образования в воспитании гражданина; исследование диалектики противоречий педагогического опыта в области гражданского воспитания школьников, выявление причин имевшихся в его развитии кризисных явлений. Исследована динамика содержания гражданского воспитания в связи с цивилизационными изменениями и особенностями социально-политических условий на различных этапах исторического развития России, выявлены имевшиеся в истории отечественной педагогики и школы модели гражданского воспитания, установлена степень возможного использования этих моделей с учетом полихронности воспитательного пространства, разработана примерная прогностическая модель гражданского воспитания школьников, соответствующая особенностям постиндустриальной цивилизации. Все это дополняет и обогащает отечественную теорию воспитания, открывает новые ресурсы для повышения его эффективности.
Практическая ценность исследования состоит в разработанных научных положениях, прогнозных представлениях, которые могут быть использованы при разработке государственной политики в области гражданского воспитания детей, подростков и молодежи, программ развития гражданского воспитания на региональном и муниципальном уровнях. Выводы и теоретические положения могут быть востребованы для создания моделей гражданского воспитания в конкретных общеобразовательных учреждениях, для подготовки обобщающих трудов по истории педагогики, учебников и учебных пособий, для разработки специальных курсов и семинаров. Объективные научные результаты, полученные в исследовании, могут послужить базой при разработке основ молодежной политики, конструктивных управленческих решений, организационно-методических путей оптимизации гражданского воспитания. Научно-методические разработки и публикации по итогам исследования уже находят применение в деятельности образовательных учреждений и общественных организаций, в содержании обучения специалистов в системе повышения квалификации.
 В результате решения задач в нашей работе и оценке работы в целом раскрыто содержание процесса становления и развития гражданского воспитания, разработаны научные положения о сущности, содержании, духовно-нравственных основах, ценностно-целевых ориентирах, ведущих парадигмах, факторах, путях и средствах гражданского воспитания учащихся в в России, этапах его становления и развития;
- проанализировано само определение гражданское воспитания определено его цели и задачи
- рассмотрены другие виды гражданского воспитания через исторический фактор на примере внеклассной и внеурочной работы.
- проведено исследование повышения эффективности гражданского воспитания учащихся на уроках истории определены перспективные пути его дальнейшего развития.
В моей работе определенно можно сделать вывод, что гражданское воспитание учащихся предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ