Государственный заказ как потенциал для оздоровления предприятия (организации)

Проблематика кризисов и возможностей финансового оздоровления, хозяйствующих субъектов во многом отражает действие глобального рыночного принципа, в соответствии с которым неконкурентоспособные и неумелые субъекты должны покидать рыночную среду и уступать свое место более умелым и передовым. Однако современное общественное экономическое устройство является более сложным, чем «механистическое» представление о рынке, где выживает сильнейший. В частности, неизбежны ситуации, когда «слабому» и неконкурентоспособному хозяйствующему субъекту в обязательном порядке должна оказываться государственная поддержка, поскольку он выполняет ответственные социальные или государственные функции по жизнеобеспечению, обороноспособности или с учетом других важных обстоятельств.
Помимо этого, в современной рыночной экономике возможны ситуации, когда передовой и перспективный бизнес испытывает временные объективные трудности. Поэтому существующие правовые и экономические методы регулирования должны содержать механизмы, которые всем кризисным организациям предоставляют время на то, чтобы разобраться с ситуацией и благополучно из кризиса выйти.
Вместе с тем обратной стороной процесса, направленного на защиту хозяйствующих субъектов в рыночной экономике, являются злоупотребления и неправомерные действия собственников и менеджмента организаций, которые могут использовать предоставляемые рыночными институтами возможности по финансовому оздоровлению и соответствующее время в личных целях, нарушая при этом права и законные интересы других лиц и хозяйствующих субъектов. Например, период времени, предоставляемый законодательством в целях предотвращения банкротства организации, может быть использован для восстановления платежеспособности и расчета по долгам организации, а может быть использован для того, чтобы попытаться вывести и «спрятать» имущество (преднамеренное банкротство).
Таким образом, в современной экономике перед органами государственной власти ответственными за принятие решений при создании благоприятной рыночной «среды обитания» хозяйствующих субъектов стоит во многом противоречивая задача. С одной стороны, необходимо защитить интересы хозяйствующих субъектов- кредиторов (в точности государства) в случае неплатежеспособности должника-организации. С другой стороны, нуждаются в защите также интересы бизнеса должника-организации и права собственников этих организаций (включая государство как собственника части организаций).
Но есть и третья сторона, на которой находятся все добросовестные субъекты и лица, интересы которых подлежат защите от злоупотребления правом (например, правом на получение времени для проведения финансового оздоровления), а также от возможных неправомерных действий участников экономических отношений. Недобросовестные действия возможны и со стороны должника и его собственников, кредиторов, а также должностных лиц государственных органов.
В 2008-2011 годах в законодательство о банкротстве были внесены значительные изменения, ряд которых направлен на повышение результативности восстановления платежеспособности должников. Другие нововведения направлены на защиту интересов кредиторов. Это, в частности, положения о правах, так называемых залоговых кредиторов, раздел по оспариванию сделок должника, ответственность лиц, контролирующих его деятельность и так далее.
Важнейшей задачей совершенствования методов государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике является учет противоречивых интересов и формирование сбалансированных подходов, которые могут максимизировать эффекты финансового оздоровления при минимизации возможных неблагоприятных последствий от их недобросовестного использования.
Выше на основании рассмотрения системной функции государства в экономике было установлено, что в его функции входит создание благоприятных условий развития и оказание государственной поддержки в случае затруднений в отношении своих элементов. Практика выработала различные меры государственного регулирования, влияющие на возможности финансового оздоровления организаций. Наиболее известные из них собраны в таблицу 2.1.
Таб. 2.1.
Таблица: Государственные меры, направленные на финансовое оздоровление организаций
Нормативно-законодательные меры (вводят особый режим в отношении организации или обеспечивают прямую финансовую поддержку) Организационно-распорядительные (административные) меры (создают благоприятные внешние условия для выхода из кризиса)

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ