Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса (макроэкономика)

Цели и задачи

цель данного исследования заключается в оценке современного состояния малого и среднего предпринимательства в РФ, в анализе его государственной поддержки и разработке рекомендаций по повышению ее эффективности.

Введение и актуальность


Институт малого и среднего предпринимательства (МСП) способствует формированию конкурентной среды. Это имеет очень важное значение для демонополизации и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Конкуренция в условиях работы предприятий МСП позволяет сдерживать рост цен и стимулирует предпринимателей к повышению качества продукции и услуг, а также к внедрению новых технологий [2, с. 28].
Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки малого предпринимательства; государство решает обшие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода).
Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой. Кроме того: малый бизнес позволяет повысить конкуренцию: экономическую инициативу и активность граждан отдельно взятого государства. Ну а конкуренция; являющаяся основным условием работы малых предприятий Б системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и Енедрять новые технологии.
Малый бизнес во многом решает в государстве проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого бизнеса в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малый бизнес является гарантией существования развитой рыночной экономики.
Малый бизнес — сложный и многообразный механизм, развитие его ити упадок очень существенно воздействует на экономику любого современногогосударства.
Историческималое предпринимательство зародилось еще в древности. Именно малый бизнес лежит в основе появления и развития предпринимательства. Исторически малый бизнес представлял собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, а руководитель и предприниматель обычно совмещались в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Именно из малого бизнеса, по мере его развития, разделения труда, накопления капитала и роста потребления товаров и услуг, выросли крупные фирмы [13, с. 21].
Сферами деятельности малого предпринимательства являлись и являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство (фермерство), большая доля сферы услуг и многое другое. Историей доказано, что малый бизнес быт и будет в будущем (по крайней мере, ближайшем) основным двигателем рыночной экономической системы.
Ошибки некоторых государств в огосударствлении малого бизнеса привели и приводят к невосполнимым потерям в экономике и даже к их краху. В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике. в социально-политической сфере. Ему уделяет достаточно много внимания законотворческие органы и правительства большинства государств. Улучшаются механизмы взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. С другой стороны и малый бизнес, становясь все более весомой частью экономики, приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования. В настоящее время эта специфика выражается в следующем [16, с. 224]:
1) Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества;
2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса:
3) Малыйбизнес — не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе;
4) Развитый малый бизнес способствует увеличению среднего класса - самой креативной части общества, обеспечивающей его прогресс:
5) Крупный бизнес увеличивает прибыть от роста масштабов производства, малый бизнес увеличивает прибыть за счет роста эффективности:
6) Малый и средний бизнес во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе.
7) Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса составляют значительную долю бюджета всех развитых государств.
8) МСБ решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций:
9) МСБ решает проблему обслуживания крупных предприятий, изготовляя для них комплектующие изделия, осуществляя ремонт и обслуживание оборудования:
Таким образом, МСБ является важнейшей составляющей рыночной экономики. Его развитие во много определяет формирование конкурентной среды, которая в свою очередь является фундаментальным фактором экономического развития. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что малый и средний бизнес во многом устраняет структурные диспропорции в экономике, является двигателем инновационного развития и играет важнейшую роль в обеспечении занятости населению. Поэтому государство должно решать первоочередные проблемы, затрудняющие развитие МСБ и адекватно реагировать на его запросы и тренды развития. Также МСБ реализует важнейшую функцию развития инновационной экономики государства. Инновации в малом и среднем бизнесе способствуют эффективному функционированию любой экономики.
Следует подчеркнуть, что малый бизнес легче приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям и более мобилен, однако его инвестиционные возможности незначительны. Малым предприятиям необходимы источники финансирования как в период становления, так и постоянно в процессе развития. Традиционные для крупных предприятий источники средств – займы на рынке капитала путем выпуска собственных ценных бумаг и самофинансирование за счет собственной прибыли – для малого бизнеса крайне ограничены или недоступны. Для этих предприятий наиболее приемлемыми источниками финансирования становятся финансовые субсидии государства и банковские кредиты.

Заключение и вывод


Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности, этот вид предпринимательства развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы
На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса:
финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;
имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом(земельные участки, строения и др.);
информационная поддержка – поддержка в виде организации как федеральных так и региональных информационных систем;
консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития.;
поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого бизнеса.
Анализ зафиксировал позитивную динамику развития МСБ в РФ и возрастание его роли в экономике. Так, доля произведенной МСБ продукции поступательно растет (с 26,536 трлн. руб. в 2011 году до 52,704 трлн. руб. в 2017 году). При этом вклад МСБ в российский ВВП вырос с 17,73% до 24,52%). За период 2011-2017 гг. оборот предприятий МСБ вырос почти в 2 раза: с 26,536 трлн. руб. в 2011 году до 52,704 трлн. руб. в 2017 году. В среднем оборот рос на 12,12% ежегодно, что в абсолютном выражении составило 4,361 трлн. руб. в год. Объем продукции, произведённой предприятиями МСБ вырос более чем в 2,1 раза: с 10,688 трлн. руб. в 2011 году до 22,583 трлн. руб. в 2017 году. В среднем объем продукции собственного производства рос на 13,28% ежегодно, что в абсолютном выражении составило 1,982 трлн. руб. в год.
Анализ структуры МСБ по объему произведенной продукции позволил сделать вывод о том, что малые предприятия совместно с микропредприятиями являются основой МСБ в РФ, совокупно производя 83,12% от всей продукции МСБ. По итогам 2016 года численность занятых в МБ выросла на 4,72%, а в следующем, 2017 году – на 12,45%. Как результат по итогам 2017 году удельный вес занятых в малом бизнесе в общей структуре составил 19,5%. Учитывая, что Росстат не предоставляет данные о численности занятых на предприятиях среднего бизнеса, можно предположить, что в малом и среднем бизнесе занято до 25% занятого населения России.
За последние 10 лет объем кредитов, выданных субъектам МСП в РФ, вырос почти в 2 раза, и составил в 2017 году 6,117 трлн. руб. В среднем, ежегодно объемы кредитования увеличивались на 301,2 млрд. руб., что в относительном выражении составило 7,02 % в год. На всем периоде исследования наблюдается приток кредитов, выданных субъектам МСП. Исключениями стали 2009 и 2014 – 2015 гг.: так снижение в 2009 году составило 17,77%, в 2014 году – 5,63% и в 2015 году – рекордные 28,26%.
На основании проведенного корреляционно-регрессионного анализа, можно сделать вывод об очень тесной, практически функциональной зависимости развития предприятий малого и среднего бизнеса от его кредитования коммерческими банками. Так F-статистика фиксирует адекватность полученной модели вероятностью 0,999. Да, мы не включали в модель данные за 2014-2017 гг. но как мы уже знаем период 2014 – 2015 гг. характеризовался существенными проблемами банковского сектора, в результате чего темпы банковского кредитования бизнеса упали. Учитывая, что, несмотря на это МСБ продолжал количественно расти, то можно сделать косвенный вывод о том, что этот рост был обусловлен наращиванием государственной поддержки МСБ в РФ.
К основным проблемам кредитования МСП в РФ можно отнести рост просроченной задолженности. Решение этой проблемы возможно по двум направлениям. Первое связано с усовершенствованием банковских методик определения уровня кредитоспособности заемщика с целью минимизации банковских рисков. Второе можно связать с государственной политикой, направленной на обеспечение условий для устойчивого экономического роста. Очевидно, что при позитивной общей экономической динамике, для МСП создаются все возможности для наращивания деловой активности, а, следовательно, снижаются риски невозврата или просрочки по кредиту. Ну а на кризисном этапе резко возрастает значение государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях экономического кризиса очень важна. В выходе экономики из кризиса главные роли принадлежат государству и бизнесу. И если государство и его институты являются своего рода мозговым центром антикризного координирования, то на плечи бизнеса фактически возлагается задача стать локомотивом экономики и вывести ее на траекторию экономического роста.
В долгосрочной перспективе стабильное развитие малого бизнеса предполагает существенную государственную поддержку, которая выражается в виде комплексной налоговой и кредитной политики, специальных программ, проектов и пр. В условиях современного кризиса при ограниченных бюджетных ресурсах делается ставка на государственную поддержку через банковский сектор РФ путем субсидирования ставок по кредитам, поддержку гарантийных фондов, выделения микрозаймов, а также выдачи грантов безработным, начинающим бизнес. На 2018 год планируется этап активного роста малого бизнеса в результате применения стимулов его кредитования. А конечный этап реализации рассчитан на 2019-2030 гг., в течение которых предполагается распространение стандартов работы, сформированной продуктовой линейки интегрированной системы риск-менеджмента.
Государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации №316. Программы субсидий включают:
- убсидии для начинающих предпринимателей;
субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;
субсидии на возмещение процентов по кредиту;
субсидии для участников выставок.
В 2018 году будут продолжать действовать государственные меры поддержки малого бизнеса. Эти мероприятия станут также базой для последующих изменений, в том числе, начиная с 2019 года в России возникнет новая налоговая система, действие льготных тарифов налогообложения в 2018 году закончится, а конструкция налогов изменится.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ