Государственное регулирование внешних эффектов

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование механизма государственного регулирования внешних эффектов в экономике.

Введение и актуальность


Воздействие на субъект экономики является отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В таком случае принято говорить о возникновении отрицательного внешнего эффекта. Снижение объема полезности или выпуска продукции становятся внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды.
Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками производства такими как: предельные индивидуальные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные общественные издержки. Данная взаимосвязь отражается графически на рисунке 1.2. 5

Рис 1.3. Отрицательный внешний эффект
При возникновении на рынке отрицательного внешнего эффекта предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Рассмотрим подробнее категорию положительных внешних эффектов. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении объема полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. 5
В данном случае принято говорить об возникновении положительного внешнего эффекта. В свою очередь прирост полезности или выпуска является внешними выгодами данного вида деятельности. Графически, положительный эффект можно представить на рисунке 1.4. 6

Заключение и вывод


В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Внешние эффекты представляют собой прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. В зависимости от оказываемого влияния данные эффекты могут быть благоприятными и неблагоприятными. Если внешние эффекты являются благоприятными, то их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, если же эффекты неблагоприятные, то тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами
Основоположником теории внешних эффектов можно назвать А.Пигу, который изложил основные материалы по внешним эффектам в своей книге
«Экономическая теория благосостояния» в 1920 году. Позднее, данный термин и само словосочетание внешние эффекты ввел в оборот Пол Самуэльсон в 1958 г.
На сегодняшний день в экономике принято выделять две основные категории внешних эффектов – положительные и отрицательные внешние эффекты.
Воздействие на субъект экономики является отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В таком случае принято говорить о возникновении отрицательного внешнего эффекта. Снижение объема полезности или выпуска продукции становятся внешними затратами данного вида деятельности.
Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении объема полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В данном случае принято говорить об возникновении положительного внешнего эффекта. В свою очередь прирост полезности или выпуска является внешними выгодами данного вида деятельности
При осуществлении механизма государственного регулирования внешних эффектов выделяют определенные направления государственного регулирования внешних эффектов
К категории «прямые направления» относится совокупность ценовых регуляторов, таких как замораживание цен, установление предельного уровня цен. Косвенные направления в отличие от прямых, более разнообразны.
Инструменты государственного регулирования внешних эффектов подразделяют на административные инструменты и финансово-бюджетные инструменты.
Все административные инструменты государственного регулирования внешних эффектов основаны на принципах и сущности государственного управления и в отличие от бюджетно-финансовых, которые основаны на финансовых средствах, базируются на государственном аппарате управления. Финансово-бюджетные инструменты основаны на финансовых ресурсах, и так или иначе связаны с финансами государство. К методам государственного регулирования внешних эффектов принято относить:
1.Административные методы, в систему которых соотносят
а) нормативы
б) стандарты
в) квоты
г) лицензирование и тд.
Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.
2.Экономические методы, основная задача которых заключается в воздействии на цены. К данной категории методов относят:
А) Налоги
Б) субсидии
В) платежи
Г) Резервирование средств и тд.
3.Рыночные методы. К данной категории методов государственного регулирования внешних эффектов принято относить:
А)Право собственности
Б)Торгуемые лицензии
В) торгуемые квоты и тд.
Проблемы внешних эффектов напрямую связаны с минусами рыночной экономики, к которым можно отнести:
1.экономика подвержена нестабильному развитию:
2.отсутствие возможности осуществления стратегических прорывов
3.увеличение издержек производства и тд.
Несмотря на это, в условиях рыночной экономики можно выделить и определенные положительные моменты, такие как:
1.эффективное распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Рыночная экономика ставит цель рационального использования имеющихся природных ресурсов.
2.высокая гибкость, рыночной структуры, а также способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка
3.оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, которое основано стремление к получению наибольшего количества прибыли.
4.способность рыночной экономики давать не только потребителям, но и производителям свободу выбора и действий.
5.возможность обеспечения и удовлетворения потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.
Как и у любой экономической системы в рыночной экономике имеется определенный перечень положительных и негативных моментов. Грамотное использование положительных моментов позволяет устранить негативные последствия. При этом, для того, чтобы устранить негативные последствия важную роль должно сыграть государство и его инструменты регулирования экономики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ