государственная служба в Германии: традиции и современность.

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности государственной службы в Германии.

Введение и актуальность


По принципу подчинения они подразделяются на федеральных, состоящих в непосредственном подчинении федерации, чиновников земли и чиновников общины. Другим основанием классификации может служить срок нахождения на службе. Выделяются также четыре основные категории служащих: назначенные на испытательный срок, назначенные на неопределенный срок (их могут уволить в любой момент), назначенные временно (бургомистры), назначенные пожизненно [15, с. 144].
В § 7 Закона о федеральных чиновниках названы те условия, которым они должны соответствовать. Чиновник должен быть психически и физически здоровым, должен иметь необходимые для административного работника черты характера, устойчивое материальное положение; должен быть немцем по национальности; должен присягнуть, что всегда будет защищать свободный демократический строй, опираясь на Основной закон.
В §§ 15-25 Федерального закона о чиновниках определены основы деления чиновников на четыре ранга - низший, средний, повышенный и высокий. Критерии деления на ранги следующие [15, с. 146]:
• в зависимости от отнесения чиновника к одному из рангов к нему предъявляются определенные требования в связи с первоначальным образованием;
• систематическая, многосторонняя подготовка, завершающаяся успешной сдачей государственного экзамена;
• прохождение испытательного срока перед окончательным назначением;
• сдача нового экзамена для тех, кто переходит в категорию чиновников более высокого ранга;
• создание в исключительных случаях возможностей зачисления на служб) тех, кто, не соответствуя всем необходимым формальным условиям, доказал свою пригодность для административной работы.
Особую категорию чиновников составляют те из них, кто отнесен к должностным лицам.
Основным источником права по этому вопросу является Уголовный кодекс ФРГ. Первоначально принятый в 1871 г. Уголовный кодекс Германии в настоящее время действует в редакции 1987 г. Должностным преступлениям Особенная часть УК ФРГ посвящает последний - 28 раздел. В этот раздел включены статьи и параграфы, устанавливающие ответственность за телесные повреждения, причиненные должностными лицами при отправлении службы, ответственность за нарушение служебной тайны, тайны служебного разбирательства, тайны почтовых и телесообщений (т. е. телефонных, телеграфных и проч.) [15, с. 147].
Персонал публичных учреждений ФРГ комплектуется на конкурсной основе. Ответственность за проведение конкурса на замещение вакантной должности возложена на высшую судебную инстанцию. Например, министр образования отвечает за проведение конкурса на замещение должности в сфере образования.
В его обязанности входит изменение в случае необходимости требований к кандидатам на занимаемую должность с учетом специфических для каждой земли особенностей. Изменения и уточнения могут быть внесены министром внутренних дел, министром финансов и другими высшими должностными лицами". До окончательного зачисления на должность чиновник обязан пройти испытательный срок. Продолжительность испытательного срока зависит от ранга чиновников. Для чиновников низшего ранга она составляет один год, среднего ранга - два года, повышенного ранга - три года, высшего ранга - четыре года. Это минимальный испытательный срок, сокращение которого не допускается.
Зачисление в первые две группы не требует специального образования; достаточно окончить общеобразовательную или профессиональную школу.
Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции ФРГ Президент страны имеет право назначать на должности и освобождать от должности федеральных судей, федеральных государственных служащих, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное. Федеральный президент может делегировать эти полномочия другим ведомствам в соответствии с ч. 3 ст. 60 Конституции. Это широко практикуется [1].
По численности персонала чиновников в различных отраслях управления ФРГ ведущие места занимают административно-политический аппарат и учреждения внешних сношений, финансовый аппарат, полиция и общественная безопасность. На последнем месте по численности занятых в них чиновников стоят органы управления в области энергетики, водного хозяйства и ремесел, общественного транспорта и информации.
По законодательству ФРГ органы управления несут ответственность за акты (действия), совершаемые их должностными лицами, лишь тогда, когда последние совершали их в границах предоставленных им прав и полномочий. Если же должностное лицо действовало по собственной инициативе, оно наказывается в обычном, т. е. гражданско-правовом порядке. Конституция ФРГ предоставляет потерпевшему от действий чиновника право предъявления иска об убытках, если они понесены в результате умышленных действий или грубой небрежности чиновника.
Государственным служащим в ФРГ может стать только тот, кто [1]:
является немцем по смыслу ст. 116 Конституции;
дает гарантию выступать в поддержку свободного демократического порядка в духе Основного закона;
обладает специальным уровнем подготовки и т.д.
Назначение служащих на должность осуществляется после подтверждения их пригодности к государственной службе в результате сдачи экзаменов.

Заключение и вывод

Таким образом, для государственной службы Германии характерны различия в правовом положении чиновников и служащих государственных учреждений, сложная четырехступенчатая система уровней государственной службы, весьма архаичная система государственных должностей, наименования которым были даны еще в Германии империи.
Как отмечают российские исследователи зарубежного опыта государственной службы, в процессе административных реформ в Германии предлагалось унифицировать правовое положение чиновников и служащих государственных учреждений, создать систему последовательно возрастающих должностей, единую систему оплаты труда на основе оценки его эффективности. Многие из этих предложений не были реализованы. Существенных изменений в этой сфере достичь не удалось: сохраняется громоздкость системы должностей, преобладает централизованно установленная оплата труда за выслугу лет.
Сегодня в Германии  продолжают решать задачи регулирования государственного управления.
В ходе реформирования системы государственной службы в стране идет дискуссия о ликвидации чиновничества как специального вида государственных служащих, наделенных особым статусом. Такие требования обосновываются формированием чиновничества в замкнутую касту и наличием у чиновников многих привилегий. Серьезные изменения происходят на уровне земель и местного самоуправления.
Среди европейских стран с федеральным типом административно-государственного управления наиболее влиятельной является Германия, где госслужба длительное время испытывала воздействие административной культуры Пруссии - работоспособность, трудолюбие, неприятие демократических принципов управления. Крах гитлеровской Германии значительно изменил дух и структуры боннской бюрократии. Современные германские госслужащие, безусловно, привержены духу демократии, иной стала их роль в политической жизни страны. Ведущая роль партий в политическом процессе Германии оказывает серьезное влияние на развитие системы государственного управления, государственные служащие давно не претендуют на «независимость» и «надпартийность», что было характерно для периода Веймарской республики. В стране утвердилась система партийного «патронажа», наличие членов партии на государственной службе рассматривается как гарантия лояльности бюрократии к политическому режиму.
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение политической и административной сфер.
В Германии сегодня нет понятия «государственная служба». Там говорят о «публичной службе», которая понимается как деятельность для выполнения общегосударственных задач управления.
Характерные черты современной модели германской государственной гражданской службы:
Высокая роль политических назначений в системе государственной гражданской службы.
Разграничение компетенции в системе организация государственной гражданской службы по уровням управления.
Многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений с наилучшей успеваемостью.
Высокий социальный статус государственного гражданского служащего, существование института почетного чиновника.
Полноценная система гарантий правовой и социальной защищенности служащего, принцип "пожизненного назначения".

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ