Глобализация в работах Фукуямы и Бжезинского

Цели и задачи

Цель исследования: раскрыть особенности глобализации как важнейшего фактора развития современного общества.

Введение и актуальность


Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.
В 70–е гг. ХХ века для защиты классических либеральных ценностей возникает либертализм. Его представители: Ф.Хайек, Мизес, Р. Нозик. Их идеи повлияли на формирование идеологии неоконсерватизма. Например, вышедшая в 1974 году книга Р.Нозика «Анархия, государственность и утопия» стала значительным шагом в деле возрождения нормативной политической философии и либеральной теории справедливости. Книга Нозика начинается словами, которые можно было бы сделать девизом принципиального либертаризма: «Индивиды имеют права, и есть нечто, что ни группы, ни личности не могут себе позволить по отношению к индивидам». Права, которые имеет в виду Нозик, – это права индивидуальной свободы и главное право это право быть хозяином в отношении своей судьбы
Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую систему, имеющую ряд признаков. В экономике – это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях – равенство в правах; в политике – защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни – свобода мысли и слова; в религии – антиклерикализм; в морали – индивидуализм. Принципы либерализма нашли закрепление во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

Заключение и вывод

Глобализация чаще всего понимается как всемирная взаимозависимость людей, предприятий и стран в открытой системе финансово-экономических, политических и культурных связей, которые основаны на современных коммуникационных и информационных технологиях. Глобализация, о которой заговорили в последние десятилетия прошлого века, представляет собой незавершенный процесс, она развивается, испытывает противоречия и трудности.
Можно сказать, что одним из проявлений глобализации в настоящее время является усиление интеграции государств в систему международного разделения труда и мировой рынок, что неизбежно ведет к усилению экономической зависимости. С экономической точки зрения глобализацию можно охарактеризовать как усиление взаимосвязей и взаимозависимости между странами мира, интенсификацию всех форм мирохозяйственных связей, является объективной по своей природе, поскольку становится следствием интернационализации производства и капитала и транснационализации хозяйственной жизни. Политическая система государств также испытывает на себе значительное влияние глобализации. Политическая глобализация – это система глобализационных процессов, ведущих к унификации политического устройства государств, расширению политических связей между государствами, народами и континентами и, в конечном счёте, к установлению особых политических отношений – глобальных по масштабу и «пронизывающих» внутреннее устройство всех государств. В сфере культуры глобализации приводит к возникновению глобальной массовой культуры, глобальной науки, глобального языка глобального образа жизни. Последствия глобализации не могут быть оценены однозначно. Большинство специалистов отмечают как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса, делающие его сложным и противоречивым, как впрочем, и любой масштабный процесс, происходивший в истории человечества. Вместе с тем, большинством специалистов признается, что глобализация, при всех ее достоинствах и недостатках, – это объективный и неотвратимый процесс, характеризующий развитие общества в настоящее время. Существует большое количество  сценариев возможного развития мира в рамках глобализации  в ближайшей и отдаленной перспективе, предлагаемые исследовательской литературой. Среди них есть и пессимистические, и утопические сценарии. Одним из наиболее востребованных сценариев является концепция «глобализация = американизация». Ее ярчайшими представителями являются Ф. Фукуяма и З. Бжезинский.
Концепция Фукуямы предполагает становление глобальной цивилизации с доминированием ценностей либерализма и универсализма, тон будут задавать глобальные рынки и глобальные финансово-экономические институты типа МВФ, ВБ и т. п.. Основы данного неолиберального сценария глобализации были изложены  Ф. Фукуямой в его работе «Конец истории». Торжество либерально-демократических ценностей западной цивилизации приведет к формированию глобальной цивилизации, в основе которых - базовые и универсальные нормы Запада с терпимостью и открытостью к другим «невраждебным» культурам. 
Главные постулаты либерализма относятся к формулировке базовых принципов устройства политической, экономической, социальной, культурной, религиозной жизни общества. В качестве идеала для либерализма выступает общество с ограниченной властью правительства и индивидуальной свободой действий, свободой частной собственности, предпринимательства и вероисповедания. Фундаментальными принципами либерализма являются индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность), всеобщее равенство перед законом, свободная рыночная экономика, правительство, которое избирается на честных выборах, прозрачность государственной власти. Функции государственной власти при этом сводятся к минимуму, который необходим лишь для обеспечения данных принципов. Фукуяма доказывает, что окончательная модель человеческого жизнеустройства – либерализм - уже найдена и осталось только совершенствовать ее и содействовать ее распространению на весь мир. Иными словами, лучше, чем основанные на либерализме американская демократия, американский капитализм, американский образ жизни, в мире ничего не придумано и уже не может быть создано.
О глобализации под знаком американизма писал и З. Бжезинский. Бжезинский пропагандирует в своих работах необходимость установления американского гегемонизма во всем мире. Роль политического, экономического культурного центра Бжезинский сохраняет на необозримое будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой - США. Главными “агентами влияния” данного порядка он рассматривает транснациональные корпорации, которые возглавляет финансовая олигархия. Они и превратят нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, в роли сердца которого выступит США, а в роли ее мозга - наднациональное финансово-олигархическое правительство.
Однако, современные процессы далеки от оптимистичных предсказаний Фукуямы или геополитических планов Бжезинского. В настоящее время приходит понимание того, что невозможно искусственным путем насадить и привить демократию и либеральные ценности там, где для этого нет ни политических, ни исторических, ни культурно-ментальных условий. Попытки демократизации, например, стран Ближнего Востока привели к резкому обострению ситуации в регионе, к дестабилизации и хаосу. Единоличное доминирование США, пропагандируемое Бжезинским, также не принесло миру порядка и стабильности; с кризисом ялтинско-потдсдамской системы международных отношений исчезли инструменты сдержек и противовесов, позволявшие поддерживать относительную стабильность и порядок в мире. Все это указывает на то, что в характерной для современности ситуации «глобальной неопределенности», возможно, ни один из названных сценариев не будет осуществлен.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ