Гендерные особенности эмпатии у школьников

Цели и задачи

Цель исследования: изучение гендерных особенностей проявления эмпатии у младших школьников.

Введение и актуальность


Проблема развития эмпатических способностей формирует широкий интерес психологов, ей уделяется большое число научных трудов. Но, несмотря на этот факт, существует много противоречий, поэтому многие ее стороны требует более углубленного исследования. Одной из таких сторон является то, что в настоящее время отсутствует единый критерий понимания эмпатии, поэтому одной из важнейших задач, которая стоит перед психологией, является принятие единого методологического основания понятия эмпатии.

1. 2 Формирование эмпатии в онтогенезе


Генез эмпатии сравнительно мало изучен, хотя практически все исследователи, занимающиеся данной проблемой, солидарны в том, что она зарождается в раннем онтогенезе, прежде всего в форме непосредственного заражения и развивается при благоприятных условиях до уровня нравственного чувства и устойчивого личностного образования моральной сферы человека. Однако конкретных данных об особенностях эмпатии на отдельных этапах онтогенеза очень мало.
Одним из первых попытку периодизации развития эмпатии предпринял А. Валлон, который, подчеркивая значение раннего аффективного опыта ребенка, выделил эмоциональное заражение как первичную стадию эмпатии.
Следующая стадия, наступающая, по А. Валлону, на втором году жизни, – это стадия симпатии. Ее функция – подготовить ребенка к следующей стадии – «альтруизму» (4–5 лет), на которой ребенок начинает постепенно осознавать, что другой человек что-то переживает, до некоторой степени понимать переживания других и предвидеть влияние своего поведения. Высшей формой эмпатии, по Валлону, является эмоциональная отзывчивость.
Противоположная точка зрения реализована в известной теории периодизации развития эмпатии М.Л. Хоффмана, состоящей из четырех стадий. Истоки эмпатии, считает автор, следует искать в периоде недифференцированности в психике ребенка представлений о себе и окружающих, поэтому он реагирует на переживания других людей как на свои собственные. Когда другой ребенок кричит, младенец реагирует на это «ответным или заразительным криком». Это первая стадия развития эмпатии, названная М. Хоффманом «глобальной эмпатией». Вопреки сложившейся традиции рассматривать такое поведение младенца как простое заражение или подражание, автор акцентирует способность ребенка эмпатически воспринимать отрицательные переживания сверстника.
Второй год жизни, по М. Хоффману, соответствует стадии «эгоцентрической эмпатии»: поведение ребенка свидетельствует, что он может понимать эмоции других людей и даже попытаться успокоить другого, но средства успокоения он заимствует из собственного опыта.
С наступлением третьего периода, обозначенного М. Хоффманом как «эмпатия к чужим чувствам», ребенок начинает лучше понимать собственные чувства и чувства других людей, даже в тех случаях, когда их собственные потребности и опыт не совпадают с потребностями и опытом другого человека. Этот период начинается в 2–3 года, охватывает все дошкольное и школьное детство. На протяжении этого периода дети начинают все лучше, глубже и тоньше понимать свои чувства и чувства окружающих. К концу младшего школьного возраста ребенок способен сопереживать другому человеку, испытывая те же чувства, что и тот.
Четвертая стадия – «эмпатия к общему состоянию другого» – развивается (не у всех) в позднем детстве или подростковом возрасте. Переживания другого воспринимаются не ситуативно, а в общем контексте жизненной ситуации этого человека.
Таким образом, по М. Хоффману, естественное развитие эмпатии в младшем школьном возрасте совершается преимущественно в направлении более дифференцированного понимания эмоций другого человека. Принципиально важно то, что такое развитие осуществляется в тесной связи с углублением в познании собственных чувств.
Это положение соответствует и результатам других исследований развития эмпатии в этот период. В известном исследовании Т.П. Гавриловой показано, что в этот период становится возможным сочувствие как достаточно высокая форма эмпатии, суть которой в том, что, понимая чувства другого, человек испытывает переживания, связанные с его отношением к этим чувствам – например, сострадание, жалость. Прихожан противопоставляется сопереживанию, основывающемуся на относительно полной идентификации с чувствами другого. Характеризуя различие этих форм, Л.И. Божович, научный руководитель работы Гавриловой, писала: «…эмпатия, как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных
(натуральных) форм эмоциональной отзывчивости – заражения, сопереживания – к сложным социально обусловленным формам – сочувствию. ... И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, то последующая – возникает в связи с потребностью в благополучии другого. Таким образом, для возникновения сочувствия как более сложной опосредствованной структуры, ребенок должен уметь стать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития и т. д.».

Заключение и вывод


В настоящее время в обществе уменьшается значимость нравственных ценностей, дефицитом стали такие качества человека, как добро, сострадание, совесть, уважительное отношения к старшим. В связи с таким положением, особую значимость приобретает процесс гуманизации общества, позволяющий сформировать духовную культуру личности и ее успешную адаптацию в социокультурном пространстве. Ключевым условием такого процесса выступает эмпатия.
В отечественной психологии понятие эмпатии рассматривалось и изучалось с учетом историко-психологических аспектов (работы Т.П. Гавриловой, И.М. Юсупова, Ю.А. Менджерицкой). Во многих исследованиях психологов эмпатия заменяется терминами «социальная сензитивность», «доброжелательность», «чуткость», «сопереживание», «сочувствие». С.Л. Рубинштейн считал эмпатию одним из компонентов любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. И эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма».
Эмпатия представляет собой одно из важнейших социальных эмоций и определяется как способность человека давать эмоциональный ответ на переживания людей. Она предполагает восприятие другого человека как личность, проникновение в его внутренний мир, понимание его чувств, мыслей и переживаний.
Многие исследователи определяют младший школьный возраст как наиболее сензитивный период для развития эмоционально-нравственной сферы, в том числе и эмпатических способностей. В этом возрасте у детей начинает формироваться нравственные ценности, новые взгляды на отношения между людьми. К универсальным учебным действиям, которые формируются на начальной ступени образования, относится эмпатия.
Также в этот период усвоенное и пережитое характеризуется психологической устойчивостью, поэтому недостающее развитие и воспитание сложно восполнить в зрелые годы.
Проблема развития эмпатических способностей формирует широкий интерес психологов, ей уделяется большое число научных трудов. Но, несмотря на этот факт, существует много противоречий, поэтому многие ее стороны требует более углубленного исследования. Одной из таких сторон является то, что в настоящее время отсутствует единый критерий понимания эмпатии, поэтому одной из важнейших задач, которая стоит перед психологией, является принятие единого методологического основания понятия эмпатии.
Существуют научные исследования развития эмпатических способностей у детей младшего школьного возраста, однако они недостаточно описаны и носят фрагментарный характер. Это во многом обусловлено тем, что в этом возрасте в процессе учебной деятельности начальной школы идет процесс усвоения новых знаний, который формирует интеллектуальную сферу, и проблема формирования эмоционально- нравственной сферы отходит на второстепенный план.
Исходя из выводов эмпирического исследования можно частично подтвердить гипотезу исследования, которая утверждает, что существуют различия между уровнем эмпатии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Незначительные различия и гендерные особенности проявления эмпатии зависят от социальной и гендерной роли испытуемых.
Современное общество выдвигает совершенно различные нормы и ожидания относительно эмпатийной экспрессии у мальчиков и девочек. Таким образом, дети стараются соответствовать принятым нормам и стереотипам.
Результаты исследования также позволяют подтвердить тот факт, что мальчики не меньше и не хуже девочек способны определять чувства и эмоции других людей и сопереживать им, но они, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы их эмоции остались незамеченными.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ