Гендерное равенство в сфере труда

Цели и задачи

Цель исследования – обобщить теоретические и практические аспекты проблемы гендерного равенства в сфере труда, выявить проблемы, касающиеся этого вопроса, предложить пути их решения.

Введение и актуальность


Ратификация названных выше международных документов вызывала необходимость имплементации соответствующих положений в российское трудовое законодательство. В настоящее время, кроме общего положения о равенстве граждан в трудовых отношения (ст. 3 ТК РФ), трудовое законодательство закрепляет отдельную норму, которая гарантирует отсутствие дискриминации на этапе заключения трудового договора (ст. 64 ТК РФ). Глава 41 ТК РФ содержит нормы, определяющие особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Данная структурная часть наиболее четко отражает действие принципа гендерного равенство в трудовом праве Российской Федерации. Так, права, связанные с воспитанием ребенка, предоставляются не только матери, но и отцу или другому родственнику/опекуну, фактически ухаживающему за ребенком.
Законодательством Российской Федерации устанавливается запрет на дискриминацию, в том числе и по признаку пола, также на этапе распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях. Соответствующее положение закреплено в ч. 6 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Установление законодательных запретов предполагает закрепление норм об ответственности, которые будут применяться в случае нарушения таких запретов. Законодательство Российской Федерации предусматривает наступление административной и уголовной ответственности за нарушение принципа гендерного равенства в трудовой сфере. Так, ст. 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, а по ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.
Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что правовая основа гендерного равенства в сфере труда в Российской Федерации представлена международно-правовыми актами (Конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией), положениями Конституции Российской Федерации (ст. ст. 19, 37), ТК РФ (ст. ст. 3, 64, глава 41), иных законодательных актов в сфере труда (например, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). Также в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за некоторые нарушения гендерного равенства в сфере труда, применение которой урегулировано нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно.

Заключение и вывод


В результате проведенного анализа нормативных правовых актов, научной литературы и судебной практики пришли к следующим выводам:
обобщено, что понятия «пол» и «гендер» не являются тождественными. Гендерное равенство предполагает не простое равенство прав, возможностей, условий их реализации, а и учет в правовом регулировании особенностей (физиологических, психологических и тому подобное) полов;
установлено, что правовая основа гендерного равенства в сфере труда в Российской Федерации представлена международно-правовыми актами (Конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией), положениями Конституции Российской Федерации (ст. ст. 19, 37), ТК РФ (ст. ст. 3, 64, глава 41), иных законодательных актов в сфере труда (например, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). Также в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за некоторые нарушения гендерного равенства в сфере труда, применение которой урегулировано нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно;
установлено, что значительная часть нарушений принципа гендерного равенства в сфере труда возникает еще на этапе размещения работодателями вакансий, содержание которые нередко носит дискриминационный характер;
предложено пересмотреть Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, с целью его сокращения и укрепления принципа гендерного равенства в трудовом праве Российской Федерации;
выявлено наличие в Российской Федерации проблем, связанных с доступом женщин к управленческим функциям в политике, бизнесе;
предложено внедрение гендерных квот в отношении женщин в органах управления юридических лиц и осуществление государственного регулирования и контроля, в частности, за уровнем заработной платы, ее соотношением.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ