Формирование пространственных представлений у детей старшего возраста с ОНР

Различные знания у ребенка можно сформировать путем построения целенаправленного обучения и через организацию его деятельности. В связи с этим, специалистами отмечен тот факт, что формирование пространственных представлений проходит эффективно, когда в логопедический процесс включены специальные дидактические игры и игровые упражнения, обеспечивающие мотивацию в получении новых знаний о пространственных признаках и отношениях [5].
Базовой и наиболее рано формирующейся системой ориентации является схема тела.
При формировании данного процесса, по словам А.В. Семенович [45], следует пользоваться всем богатым арсеналом внешних опор и условных обозначений, которые заставили бы ребенка наглядно убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и т.д.
Согласно с цефало-казуальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам), вначале формируются представления о схеме лица, затем – о схеме тела, и только после этого – относительно собственных рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом).
В соответствии с этим, первым шагом на пути формирования ориентировки в схеме собственного тела, логопед должен сформировать понятия «верх и низ», используя внешние опоры, условные обозначения, например: верх – это голова, бант, солнце, а низ – это ноги, пол, трава, и т.д.
Таким образом, логопед дает ребенку опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, ведь, согласно многим исследованиям, представления о пространстве изначально строятся от тела ребенка, а уже потом превращаются в абстрактные пространственные представления.
На примере условных обозначений строится также формирование понятий «слева и справа». Это можно сделать, например, с помощью маркировки левой руки ребенка цветной лентой, часиками, браслетом и т.п. Таким образом, логопед дает ребенку понять, что «слева» – это «там, где красная ленточка». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно.
В многочисленных исследованиях отмечается, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правые нога, глаз, ухо и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К осознанию этого его надо подвести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: сначала соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем – с левой, после этого, в перекрестном варианте (например, показать левой рукой правую бровь, правой рукой закрыть левый глаз и т.д.). Наиболее занимательным выполнение этих упражнений сделают игровые моменты: выполнение на внимательность, соревновательный характер и т.д.
Базовым условием формирования пространственных направлений является закрепление его с определенным движением, например: «вперед», «назад» – прыжок, «влево», «вправо» – приседание. Аналогичным образом формируются понятия «дальше», «ближе» и т.п. На первом этапе ребенок выполняет движения вместе с логопедом, который озвучивает каждое направление. Т.Б. Филичева в программе «воспитание и обучение детей с ОНР»[53] подчеркивает важность систематического формирования грамматически правильных обозначений пространства, которые являются для ребенка образцом. В результате систематической речеслуховой тренировки правильного использования и восприятия речевых образцов, у ребенка формируется правильное словесное обозначение пространственных направлений и предлогов. Данные упражнения лучше выполнять перед зеркалом.
Для полного усвоения ребенком своего тела необходимо включать и закреплять как можно больше понятий о схеме теле как основных, так и сложных, например: предплечье, кисть, щиколотка и т.д. Также необходимо провести дифференциацию правых и левых, «парных» и «непарных» частей тела.
В дальнейшем происходит постепенный переход от совместного к самостоятельному выполнению, а также переход движения из внешнего во внутренний план.
Таким образом, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу заданного направления рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.
Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком.
Данные исследований показывают, что дети с нарушениями речи в условиях как можно более ранней диагностики и систематической коррекционной работы осваивают все уровни пространственной ориентировки, необходимой для успешного усвоения в дальнейшем школьной программы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ