Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил саморазвития. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания. Для саморазвития, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Функционирование саморазвития определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация, выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль.
Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих слабых мест, определение в связи с этим последующих образовательных задач дает возможность школьнику следующий цикл саморазвития строить более сознательно. Необходимым компонентом также является энергетический, который включает как волевые так и эмоциональные стороны деятельности.
Саморазвитие всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что саморазвитие связано с наличием положительных эмоций. Таким образом, проблема формирования готовности к саморазвитию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать.
Перейдем к рассмотрению психолого — педагогических характеристик готовности школьников к саморазвитию, определенных Сериковым Г.Н. Среди таких характеристик Сериков Г.Н. считает нужным выделить следующие:
— личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;
— отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к саморазвитию;
— взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;
— уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического саморазвития.
Также Сериков Г.Н считает, что возможность и эффективность саморазвития в значительной степени определяется той базой, которой владеет личность в области предмета саморазвитие и способов его освоения. Поэтому важной характеристикой готовности к саморазвитию является уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта. Она включает следующие компоненты:
— в конкретном видеть проявление общего;
— из общего выделять конкретное;
— видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т. п.;
— осознание единства и целостности научной картины мира;
— умение соотносить научные категории с объективной реальностью;
— уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;
— умение анализировать и обобщать;
— гибкость мыслительной деятельности;
— осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;
— прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
Далее Сериков Г.Н. говорит о том, что осуществление саморазвития становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям саморазвития, внутренним потребностям личности и т. п. Следовательно, умение личности работать с основными источниками социальной информации также является показателем ее готовности к саморазвитию. Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации вычленим следующие:
— характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников;
— психологическая готовность, верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации;
— культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);
— рациональная запись информации с различных источников;
— культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником;
— умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования.
Таким образом, рассмотренные характеристики готовности личности к саморазвитию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления саморазвитие. При этом следует иметь в виду, что готовность к саморазвитию фактически представляется ценностным механизмом, в котором с научно-теоретической точки зрения важнейшими являются два аспекта. Психологический аспект отражает меру внутренней готовности личности добровольно, систематически заниматься саморазвитием. Педагогический же аспект отражает меру внешней процессуально — деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ