флешмоб как социальное явление

Цели и задачи

Цель исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального явления.

Введение и актуальность


Флешмоб мгновенно распространился по «всем континентам мира, за исключением Антарктиды». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. В 2003 — 2005 гг., в ходе обсуждения будущих и уже состоявшихся акций на тематических форумах и сайтах, складывается своеобразный «кодекс» мобера (участника флешмоб-движения) формируются «народная» терминология, типология и даже, отчасти, философия флешмоба.
Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.
13 января 2010 года, под видом флешмоба, на Красной площади прошла, по сути, политическая акция протеста фотожурналистов. 20 фоторепортеров ведущих российских СМИ и зарубежных фотоагентств с его помощью решили выразить несогласие с приказом ФСО России, согласно которому с 2008 года любая фотосъемка с использованием профессиональной фотоаппаратуры на главной площади страны запрещена.
Самый массовый флешмоб состоялся 8 сентября 2009 года в Чикаго на открытии 24го сезона знаменитого шоу Опры Уинфри с концертом знаменитостей. Тот флешмоб, который устроили зрители, повергло в шок группу Black Eyed Peas, исполнявшую песню «I Gotta Feeling». Даже Опра ничего не знала об этом. Данный флешмоб занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. Около 21 тысячи человек.
В российских условиях получил большее распространение неклассический флешмоб. Принцип отстраненности флешмобов от окружающей действительности оказался нежизнеспособным в нашей стране. Гораздо большую популярность получили акции с социальным или политическим подтекстом.
28 июня 2006 года в Томске мобберы подходили к зданию думы и кидали в него мелочь, символически отдавая депутатам последние крохи в знак протеста против повышения платы за проезд в маршрутках.
18 апреля 2006 года группа студентов РГГУ в центре Москвы раскрыла на улице книги и начала читать, выражая, таким образом, протест учащихся против выселения РГГУ из зданий на Никольской улице.
Молодежный метод борьбы переняло и взрослое население. Выражая свое отношение к росту цен на бензин, 17 июля 2006 года питерские водители, объединенные под началом союза автомобилистов "Свобода выбора", заезжали на автозаправки города и заправлялись на один литр.
Визитной карточкой моберов в СНГ, в том числе и в России, стали политмобы. Явление зародилось в Белоруссии в 2006 году после прошедших
19 марта выборов. Тогда эти акции проходили стихийно, потому что был резкий подъем протестных настроений в обществе, но страх и репрессии не позволили выплеснуться недовольству на улицы полностью. Зато на мгновенные акции простые люди, особенно, молодые, приходили с удовольствием.
В России 7 июня 2006 года на Манежной площади в Москве во время проведения Международного газетного конгресса полтора десятка людей, прикрывающих рты повязками и американскими долларами, выступали таким образом против ограничения свободы слова в стране.
В России в декабре 2007 года во время парламентских выборов оппозиция призывала граждан поучаствовать в полит-мобе по похоронам демократии. Желающих пригласили прийти 3 декабря к зданию ЦИКа с траурной лентой на рукаве, четным количеством цветов или любым другим признаком траурного мероприятия.
Во время президентских выборов в марте 2007 года на некоторых участках наблюдалось массовое голосование смайликами вместо галочек или вписывание в бюллетень одного и того же несуществующего кандидата.
В рамках подготовки Архангельска к приезду премьер-министра Владимира Путина, запланированному на 11 июля 2008 года, город превращали в потемкинскую деревню. Местные мобберы решили подыграть: около 200 человек должны были выстроиться по маршруту следования премьера, размахивать белыми платками и кланяться в пояс проезжающему кортежу. После того как о подготовке стало известно правоохранительным органам, акция была отменена. Но это скорее частные случаи.
Можно предположить, что полит-мобы привлекают участников своей относительной безнаказанностью. Во избежание конфликтов с органами правопорядка всем участникам акций предписано иметь с собой удостоверения личности, а в случае ареста отрицать свое участие в запланированной акции, настаивая на спонтанности произошедшего. Часто организаторы сразу оговаривают своеобразное алиби для участников. Кроме того, о подобных акциях не предупреждается заранее в органы власти. Так было, например, в Екатеринбурге 28 февраля 2008 года. Тогда напротив здания городской администрации появилась группа людей с белыми транспарантами и растяжками, лишенными надписей. Мобберы ходили по кругу, размахивали кулаками и беззвучно открывали рот, как будто скандируя.
В условиях существенного ужесточения законодательства, препятствующего использованию традиционных уличных форм протеста, полит-моб имеет ряд существенных преимуществ и становится неотъемлемой частью политической жизни общества. В день выборов президента России в Москве 2 марта 2007 г. прошла акция, организованная Объединенным гражданским фронтом Гарри Каспарова: по Манежной площади гуляли люди, держа в руках полиэтиленовые пакеты с надписью "В фарсе не участвую! 2 марта 2007". 9 марта на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге около 100 человек одновременно раскрыли газеты, в которых были опубликованы фотографии и статьи об аресте Максима Резника, задержанного лидера петербургского отделения партии "Яблоко". В акциях, как было заявлено, могли принять участие не только партийные активисты, но и "все желающие".
Политтехнологи с готовностью заимствуют у моберов интересные ходы. Осенью 2006 года, во время ухудшения отношений с Грузией и массовой депортации грузин из России, несогласными с политикой Кремля в Москве и других городах была организована раздача значков с надписью "Я грузин". В южноосетинском конфликте эту идею эксплуатировали обе стороны - и Грузия, и Россия, только у нас "нашисты" носили майки с надписью "Я осетин".
Таким образом, флешмоб стал новым для России способом воздействия на процессы в обществе. Идеи флешмоба используются, прежде всего, в политико-социальных целях.

Заключение и вывод


Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что изучение вопроса зарождения, формирования и деятельности массовых собраний имеет на сегодняшний день значительный научно-практический интерес. Разработка различных аспектов этой проблемы, учитывая широкий круг источников, предоставила исследователям возможность не только проанализировать идейные истоки, национальные традиции, определение основных этапов формирования флэшмоба, но и осветить особое место общественного движения в социальной структуре и общественной жизни современного мира.
Инновационные сообщества являются локальными, а порой и вообще единичными образованиями, очень неустойчивыми и неопределенными во времени и пространстве. Но, несмотря на это, сетевые разновидности флэшмоба несут «эффект преодоления» для самих участников, являясь для них психологическим тренингом, источником свежего адреналина. В них требуются смелость, особая изобретательность для того, чтобы присоединиться к какой-либо социальной акции. Будучи умело и разумно срежиссированными, они могут принести массу положительных эмоций, даже сторонним наблюдателям.
Нами рассмотрена терминология, приведены виды акций, рассмотрены наиболее популярные примеры и способы их организации. Сделана попытка анализа как зарубежных, так и российских флэшмоб-акций, выявлено их влияние на различные сферы жизнедеятельности общества.
На сегодняшний день флэшмоб оправдал себя как эффективная технология, способная привлечь к участию достаточно большое количество людей, свободно владеющих современными средствами связи. Участие в подобной сетевой акции выглядит более привлекательной по сравнению с привлечением в традиционные формы общественных собраний.
Плюсы очевидны: флеш-моб требует мало времени, участие анонимное, нет необходимости предварительной подготовки, все похоже на игру. Сегодня ведутся дискуссии о том, насколько опасным может быть флэшмоб, ведь из-за развития коммуникаций появился шанс собрать огромную толпу буквально в считанные часы. Кроме того, классический или рекламный флэшмоб не имеет целью агрессии вообще – это, прежде всего, игра, в которой простые люди участвуют по собственному желанию. Политические цели флэшмоб-акций, в основном направлены на поддержку кандидата, политика или выражения своего недовольства. Существенной особенностью флэшмоба также является и то, что он представляет собой слабо формализованные, неиерархизованные, спорадические коллективные действия.
Таким образом, мы подтверждаем выдвинутые выше гипотезы о том что, флешмоб - социальное явление, характерное для информационного общества, отличающееся от публичных мероприятий, и распространенный в основном, среди молодежи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ