физические и юридические лица как общие субъекты административного права

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение физических и юридических лиц как общих субъектов административного права.

Введение и актуальность


Аналогичное утверждение может быть высказано и относительно дееспособности субъекта административного права. Наличие у него способности к несению административной ответственности является единственным признаком правового статуса субъекта отрасли, со стороны которого происходит объединение всех субъектов административного права.
Практика же показывает, что не в каждом случае представляется возможным провести четкую грань между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно говорить об их соотношении в виде статической и динамической категории. Зачастую они являются неразделимыми, поскольку представляют собой два элемента единого административно-правового статуса. Это касается органов исполнительной власти, для которых их наступление происходит одновременно, т.е. с момента, когда образовались, и юридически была закреплена их компетенция. Компетенция является выражением административной правоспособности. В ней происходит определение и полномочий такого органа принимать участие в административно-правовых отношения, т.е. их дееспособности. К примеру, со стороны закрепленной в ст.114 Конституции РФ компетенции Правительства и соответствующих ей полномочий происходит практически одновременное отражение его право- и дееспособности в виде субъекта административного права.
Если говорить об органах управления, то их способность к участию в административно-правовых отношениях практически представляет собой их прямую юридическую обязанность, поскольку она является основным средством, позволяющим реализовать компетенцию и правоспособность. Аналогичным образом происходит решение вопроса, связанного с административной дееспособностью должностных лиц государственных организаций. Но выражением существенной особенности такого случая является то, что реализацией административной дееспособности занимается не сама организация, а ее администрация, т.е. орган управления.
Роль субъектов административного права отводится российскому государству, субъектам Федерации, государственным и негосударственным организациям. В такой роли они – носители административной правоспособности. Но участия в конкретных административно-правовых отношениях они не принимают.
Это подразумевает, что роль субъекта административно-правовых отношений может быть отведена не республике, карюю или области, заводу, партии и т.п., а их органам управления.
Предоставление характерных для гражданско-правового регулирования обязанностей и прав происходит на основании действующего законодательства для предприятия, как юридического лица. Следовательно, администрацию нельзя рассматривать в качестве субъекта гражданской правоспособности. Однако именно с ее стороны осуществляется реализация ее гражданско-правовой дееспособности. Объяснением подобного специфического соотношения между административной и гражданской право- и дееспособностью является то, что предприятие – это не государственный орган. По этой причине у него отсутствует управленческая компетенция, которая является основой административно-правового статуса.
Иногда не происходит совпадение административной право- и дееспособности, что является характерным для административно-правового статуса граждан в виде субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: возникновение правоспособности происходит в момент рождения, а дееспособности – с 16 лет.
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, субъект административного права представлен лицом или организацией, которые на основании действующего законодательства могут быть сторонами регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей.
Во-вторых, у каждого субъекта административного права присутствует правоспособность и дееспособность. На практике же не всегда представляется возможным проведение четкой грани между административной право- и дееспособностью.

Заключение и вывод

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).
Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
- в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
- в управленческом процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
- в административном процессе, т.е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
- в административно-деликтном праве, т.е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т.д.).
К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ