Финансы предприятий сельского хозяйства

Цели и задачи

Цель работы – дать оценку эффективности финансов предприятия сельского хозяйства сельскохозяйственной отрасли.

Введение и актуальность


Производственную деятельность предприятия планируется организовать в сельской местности с удалением от города Пермь не более 150 км. Размещение в сельской местности позволит снизить затраты на оплату труда, так как реальная заработная плата в селах Пермского края в среднем составляет 18,9 тыс. руб. в месяц, на большинстве сельхозпредприятиях уровень оплаты труда составляет 12,0 тыс. руб. [Пермский край в цифрах 2018. с.51].
Куринные яйца относятся к пищевой продукции первоочередного потребления и спрос на них постоянно высок. Для удовлетворения внутреннего спроса на территории Пермского края работает пять крупных птицефабрик «Пермская», «Чайковская», «Комсомольская», «Менделеевская», «Платошинская», несколько десятков крестьянских фермерских хозяйств. Производимая птицефабриками продукция поставляется как на внутренний рынок, так и в соседние регионы – Кировскую, Свердловскую области, республику Удмуртию.
Чтобы эффективно конкурировать с крупными производителями, фермерское хозяйство должно четко определять и укреплять конкурентные преимущества.
Ключевым фактором конкурентоспособности производимой продукции будет её экологичность. Фермерская продукция, в отличие от продукции птицефабрик, в меньшей степени подвергается воздействию антибиотиков, синтетических добавок. При выращивании куриц-несушек используются корма с натуральными (травяными, зерновыми) добавками, что положительно влияет на вкусовые качества и пользу от употребления продукции.
Второй фактор конкурентоспособности фермерской продукции связан с сокращением логистических цепочек и периода доставки до потребителя. В среднем, период перемещения продукции от производителя до потребителя составляет 21 день, что связано с особенностями логистической системы крупных торговых сетей. Ориентация на местный рынок и прямые поставки в розничные магазины позволит сократить период продвижения продукции. Благодаря малым партиям и стабильному спросу продукция будет быстро реализовываться, что предотвратить затоваривание и снижение вкусовых диетических характеристик при длительном хранении.
Актуальность финансов предприятия сельского хозяйства подтверждается постоянным спросом на продукцию птицефабрик. Так, по данным официальной статистики, доля потребительских расходов домашних хозяйств на приобретение куриных яиц в 2018 году возросла до 0,6%. Для сравнения в 2015 году этот показатель составлял 0,4 % [Пермский край в цифрах. 2018]. Сезонные колебания потребления куриных яиц составляют в пределах 2-5% в год, что говорит о стабильном спросе.
Значимость развития птицеводства признается на уровне краевых органов власти. Так, в 2014 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края была утверждена экономически значимая программа «Развитие птицеводства в Пермском крае на 2014-2015 гг. и на период до 2020 года» [Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края №СЭД-25-01.1-02-34 от 15.03.2014]. Программа направлена на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства. Первоочередной задачей программы было развитие птицеводческого направления путем разработки и реализации инвестиционных проектов, способствующих росту объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции птицеводства на внешнем и внутреннем (краевом) рынке. Мероприятия программы включали также развитие кооперации птицефабрик с фермерскими (крестьянским) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами населения и создание новых рабочих мест.
Один из ключевых показателей программы относится к производительности птицефабрик и фермерских хозяйств. Так, установлено, что к 2020 году ежегодный выпуск куриных яиц должен составлять 1,2 млрд. штук (1224,7 млн. штук). Кроме того, программа поддержки направлена на сохранение численности работников отрасли.
Перспективность развития птицеводства в Пермском крае определена следующими характеристиками:
наличие внутренних производителей зерна, продукция которых формирует сырьевую базу для птицеводства, а также предприятий по производству комбикормов;
наличие земельных ресурсов, пригодных для размещения предприятий птицеводства;
наличие топливо-энергетических и трудовых ресурсов;
развитая транспортная инфраструктура и возможность поставлять продукцию в соседние регионы;
постоянно растущий внутренний рынок потребления.
Программа включает меры финансовой поддержки – предоставление субсидий на техническую модернизацию, приобретение племенного материала, стимулирование сбыта продукции. Также программой предусмотрены информационно-консультационные мероприятия для руководителей и специалистов отрасли, что позволит повышать уровень квалификации, развивать управленческие компетенции.
Таким образом, суть финансов предприятия сельского хозяйства заключается в создании малого предприятия по производству экологической сельскохозяйственной продукции в формате стартапа фермерского хозяйства. Конкурентоспособность фермерской продукции определяется экологичностью, качественным составом, сокращением периода доставки до конечного потребителя, сохранением диетических свойств за время реализации. Актуальность предлагаемого финансов предприятия сельского хозяйства подтверждается наличием в Пермском крае целевых программ поддержки сельского хозяйства и птицеводства, а также постоянно растущим спросом на качественную и экологически чистую продукцию

Заключение и вывод

Целью данной работы являлась оценка эффективности финансов предприятия сельского хозяйства. В ходе работы проведено обоснование управленческого решения по созданию сельскохозяйственного (стартапа фермерского) предприятия, специализирующегося на выпуске куриных яиц.
В первой главе были рассмотрены основные понятия и теоретико-методологические основы применения финансов предприятия сельского хозяйства, а также его роль в деятельности компании. Были сделаны такие выводы, что, во-первых, инвестиционным проектом является сложная система взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение поставленных целей по приоритетным направлениям в развитии технологий. Во-вторых, были выделены основные параметры проекта: построение денежных потоков, прогнозного периода и шага расчета. Далее были рассмотрены основы построения денежных потоков финансов предприятия сельского хозяйства. Также в рамках первой главы были рассмотрены показатели эффективности инвестиционных проектов: NPV, IRR, PP, DPP, PI, MIRR, выявлены основные преимущества и недостатки каждого критерия и выбраны критерии для дальнейшего исследования
Далее изучена характеристика предприятия, проведен анализ рынка, на основании полученных данных предложен финансовый план по производству экологической сельскохозяйственной продукции. Были проанализированы основные параметры реализуемого проекта, определены плановые затраты, рассчитаны ожидаемые доходы.
Во второй главе произведен расчет экономической эффективности финансового плана и оценка потенциальных рисков. NPV финансового плана за 6 лет реализации составит 34775 руб. при его вложениях в 888235 руб., окупаемость наступит через 5,25 года, то есть в 2024 году. Далее был проведен качественный и количественный анализ рисков, который показал, что открытие производства экологической сельскохозяйственной продукции является рискованным проектом. На основании анализа чувствительности была выявлена весьма сильная зависимость показателя NPV финансового плана от таких факторов, как уровень сбыта и переменных затрат, менее зависимые показатели - постоянных затрат и объема инвестиций. Необходимы дополнительные меры по управлению финансовыми рисками и снижению возможного негативного влияния внешних факторов на результаты реализации проекта.
В целом, расчеты показали, что финансовый план может быть принят к осуществлению, но нуждается в эффективном управлении и постоянном анализе промежуточных результатов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ