Философский пароход, 1922 г. | Пример курсовой работы

Философский пароход, 1922 г.

Цель данной работы заключается в изучении высылки советской интеллигенции на «философском пароходе».

Кроме того, необходимо выделить работу И. Зернова, который выделяет особенности свержения монархии в России, приводя аргументы, почему монархия в России пала, а власть взяли большевики. По его мнению, несмотря на авторитарные тенденции в обществе Российской империи, у отечественных философов того времени были возможности для развития, желание писать о свободах – они уважали власть, поэтому и власть давала им возможности создавать шедевры философии, литературы и т.д. После прихода большевиков к власти, отечественная интеллигенция фактически перестала существовать в том же виде, т.к. они не видели будущего России с большевизмом. В. И. Ленин и прочие лидеры большевиков также понимали, что у них нет будущего, пока столь образованные и авторитетные граждане будут не согласны с режимом.
Известнейший исследователь А. В. Квакин спустя 80 лет старается переосмыслить суть и значение философского парохода. Исследователь подчеркивает значимость этого явления для государства той эпохи. А. В. Квакин уделяет внимание тому, что многие были вынуждены покинуть Россию/СССР до или после философского парохода, то есть, не было одновременной высылки интеллигенции (например, И. А. Бунин). То есть, философский пароход – это итоговое завершение, по мнению автора, массовых репрессий в отношении образованной элиты России – после парохода многие также покидали страну, но уже не так массово. То есть, философский пароход – это некий символ поражения антибольшевистских сил, а также начала полной перестройки общества.
Среди советской историографии стоит выделить исследователи И. Базя, который подчеркивал необходимость высылки философов. По мнению исследователя, философы в итоге бы развратили молодежь, как это было при Александре III и Николае II, что и привело к падению монархического режима.
Необходимо также подчеркнуть значимость труда Л. Регельсона, который рассматривает проблему философского парохода в контексте Гражданской войны и исчезновению многих значимых культурных аспектов жизни населения России. Несмотря на то, что работа Л. Регельсона посвящена Церкви и ее трагедии, он также говорит и о российских философах. По мнению автора, большевики намеренно старались повсеместно насаждать свою культуру, удобную для управления государством.
Среди иностранных исследовательских работ необходимо выделить работу Л. Чемберлена, который подчеркивает значимость деятельности В. И. Ленина в высылке интеллигенции того времени. По мнению автора, В. И. Ленин лично руководил всеми действиями, даже минимальными, что касалось культуры в новоиспеченном государстве. Вклад Ленина, по мнению Л. Чемберлена, был неоценим, он смог организовать абсолютно новую культуру, но, при этом, не обошлось и без жертв – коими здесь и являются отечественные философы.
Таким образом, стоит отметить, что большинство исследователей подчеркивают значимость философского парохода как очень важного и центрального явления культурного аспекта при образовании Советского Союза.
Подводя итоги, стоит сказать, что в 20-е года XX века в стране происходили важные для истории страны события, становления власти, определение направления мысли людей, частью всего этого стала высылка выдающихся людей того времени за пределы страны. Часто возникал вопрос – была ли эта высылка своего рода выпуском на свободу или же отправкой как можно дальше, я считаю, что невозможно просто уничтожить десятки по-настоящему талантливых и умных людей, им сохранили жизни, удалив как можно дальше от места, где они могли осуществить хоть какое-то влияние на складывающийся режим и ситуацию в стране.
Важнейшей предпосылкой этих событий стал приход к власти большевиков в результате Октябрьской революции, а также начавшаяся Гражданская война, где, в первую очередь, боролись с большевиками люди, не согласные с политикой В. И. Ленина и других лидеров большевизма в России.
Причины высылки, согласно большинству исследователей, явные и очевидные – необходимо было «убрать» всех несогласных и имеющих какое-либо влияние и авторитет. Интеллигенция в итоге одной из первых приняла на себя удар.
Лидеры большевиков не скрывали, что они дают шанс выжить для пассажиров философского парохода, фактически подчеркивая тот факт, что этот шанс будет последним, а дальше – расстрел.
Для подготовки к высылке, а также самого ее хода были характерны сумбур и желание со стороны руководства страны выселить философов за пределы России. Представителей интеллигенции России прямо выдворяли за пределы своей Родины, не оставляя никакой возможности вернуться. При этом, безусловно, этот шаг также был и ударом по развитию философии в самой Советской России, а также позже и в Советском Союзе, так как подавляющее большинство видных представителей было вынуждено уехать.
В итоге уход «философского парохода» был катастрофой для России. Россия/СССР потеряли живую мысль: экономистов, социологов, представителей исторических дисциплин, философов. Это создало огромные провалы в различных сферах знания, но главное – стало причиной разрыва в воспроизводстве культуры мышления: и философского, и, чуть позже, научного.
Таким образом, можно сказать, что цель данной работы в изучении высылки советской интеллигенции на «философском пароходе» достигнута.
Цель данной работы заключается в изучении высылки советской интеллигенции на «философском пароходе».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!