«Феномены жизни и смерти в современной биологии и медицине и их оценка христианством».

Цели и задачи

Целью работы есть анализ феноменов жизни и смерти в современной биологии и медицине и их оценка христианством.

Введение и актуальность


Таким образом, вопрос биологической (земной) смерти человека практически остается нерешенным традиционными христианскими церквями. Именно это вызывает много вопросов и даже международный резонанс каждого отключения систем искусственной поддержки жизни, ставит в трудное моральное и этическое положение врачей, семьи больных и священников.
Таким образом, тот, кто утверждает, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и живет иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее, поскольку не можем ее принять. Мы все знаем, что когда-то умрем, однако до конца в это не верим. Мы по-настоящему сталкиваемся со смертью, лишь когда умирает близкий нам человек, человек, которого мы любили. Когда нас окружает любовь и смерть, происходит своеобразная трансформация, мы будто перерождаемся, будто рождаемся опять. И уже никогда мы не будем такими, которыми были раньше.
В таких условиях рождается понимание смысла жизни. Он всегда находится в субъективной плоскости и может определяться как ценностью, которая мотивирует, мобилизирует и организует все психические ресурсы личности, необходимые для нормального ее функционирования. Стоит также понимать, что смысл жизни не выступает ценностью сугубо в психологическом аспекте, а, наоборот, если человек ищет смысл жизни, то он, прежде всего, ищет определенные ценности, ради которых ему стоит жить. Иначе говоря, если человек потерял смысл жизни, то он потеряла ценность, которая давала ему это ощущение. Человек пребывает тогда в состоянии кризиса – экзистенциального кризиса. Кризис – это поворотный момент в жизни человека, а экзистенциальный кризис – это некоторая возможность для личности двигаться в сторону последующего развития, искать новые ценности, которые раньше не были замечены или были потеряны.
В категории «смысл жизни» отображается содержательная наполненность жизни, понимания своего назначения в мире, целевая направленность, ценностная ориентированность – то, ради чего стоит жить. Проблема смысла жизни человека особенно веско появляется тогда, когда заостряются чувства человеческой личности, когда человек чувствует потребность в самореализации, осмыслении своего назначения, своей роли в общественном развитии. Также стоит помнить, что только о человеке точно известно, что он способен: во-первых, задавать себе вопрос о собственном месте и назначении в мире; во-вторых, в зависимости от ответа на этот вопрос избирать среди возможных вариантов способ собственной реализации, собственный жизненный путь, то есть только человек имеет право выбора.
Представление о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. Возникновение представлений о смысле жизни связано с зарождением самосознания, с появлением возможности выбора. Существенной чертой человеческого бытия является его способность становиться проблемой для самого себя. Проблема места, роли, назначения человека в мире, смысла его жизни являются вечными. Развитие этой проблемы в сознании людей связано с муками совести, безответной любовью, бедностью, болезнями и тому подобное. Однако основная причина ее возникновения заключается в осознании человеком своей смертности, конечности своего существования. Человек как биологическое существо является смертным. Неотвратимость смерти предоставляет земной жизни необратимого и неповторимого характера, убеждение, что жизнь на земле дается лишь один раз, вынуждает относиться к нему со всей серьезностью. И в самом деле, если бы жизнь человека была вечной, то он мог бы позволить себе на время абстрагироваться от этой проблемы. Бессмертному человеку никогда не поздно начать жизнь с пониманием. А возможно, его вообще не интересовал бы смысл жизни. Этого не может избежать смертный, задумываясь, есть ли в человеческой жизни то, что не исчезнет вместе со смертью. Для смертного человека существование составляет бесконечную ценность.
Смысл жизни не дается, не задается, его нужно выбрать, образовать, довести, если человек сознательно хочет его познать. Смысл жизни – это цель, ради которой тратятся умственные усилия, время, физические и духовные силы направляются во всей полноте на ее достижение. Именно этим человек утверждает себя, утверждает свое бессмертие.
Таким образом, перед лицом смерти человек остается в одиночестве с самим собой, именно здесь его субъективность и индивидуальность проявляются в наибольшей степени. Лишь смерть порождает такую ситуацию, когда конкретный индивид остается незаменимым, когда он идентифицируется с собой, когда он не может передать свою смерть никому другому. Поэтому жизнь и смерть не охватываются категориями рационального познания и не укладываются в рамки жестко детерминированной модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях можно хладнокровно и отстраненно лишь к определенному пределу, который предопределен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных основ человеческого бытия.

Заключение и вывод


В течение многих веков понимания жизни и смерти, отношение живого и неживого, возникновения и развития организмов становились полем метафизических спекуляций и натурфилософских построений. Вплоть до середины XIX в. проблема жизни даже не была серьезно поставлена. С развитием современной науки, разные аспекты этой проблемы бойко обсуждаются естествоведами и философами, биологами и геологами, астрономами и математиками, учеными-рационалистами и теологами. История этой проблемы пронизана борьбой двух основных направлений – витализма и механицизма.
Усугубила ее проблема смысла жизни и проблема смерти. Эти проблемы стали отражением морального выбора, который зависит от характера личности, от ее ценностных установок и ориентаций. Нельзя безоговорочно утверждать, что смыслов жизни существует столько, сколько людей. Каждый осмысливает свою жизнь и жизнь тех, кто его окружает, исходя из своего мировоззрения, положения в обществе, потребностей и интересов, надежд и устремлений. Но понять смерть мы можем только в сравнении.
Более того, иммортализм является основой религиозного мировоззрения, без которого невозможным является существование и последующее функционирование религиозной системы верований.
Поставленные церковью и обществом вопросы сегодня пытается решить биоэтика. Именно она, как новая отрасль человеческого знания привлекла внимание теоретиков и практиков (философов, юристов и медиков) к феномену смерти и началу жизни. Возникновение биоэтики, которая предлагает новое виденье этических проблем в условиях технического перевооружения современных биологии и медицины, связано с переосмыслением традиционных подходов к умиранию и смерти. Почти все сложные проблемы медицинской биоэтики прямо или опосредствовано связанные с проблемой смерти – эвтаназия, аборт, репродукционные технологии и тому подобное. Результатом последовательной рефлексии над этими современными явлениями является принципиально новое понимание ценности смерти и жизни. Медицинская биоэтика трансформирует, как деструктивно негативный взгляд на смерть, так и безосновательное абстрактно оптимистичное отношение к удлинению любой «жизни» человека, невзирая на уровень его телесного, духовного и социального качества. Появляется такое понятие как право на смерть, или признание каждого человека наивысшим авторитетом.
Этот процесс наиболее актуален в том контексте, что в современном обществе, наиболее остро стоят вопросы эвтаназии и абортов как проявления самоубийства из милосердия и самоубийства духа посредством убийства плоти. Несмотря на социальную практику многих стран по легализации этих процедур, все мировые религии остаются едины в контексте осуждения этих процессов как наиболее разрушительных для человеческой души. Этическая сторона этого вопроса еще более сложная из-за наличия императива – желания людей умереть и нежелание иметь ребенка.
Более того, проблема несоответствия позиций секулярной культуры и христианства кроется в самом понимании сущности феноменов жизни и смерти. С точки зрения медицины жизнь – это нормальное (среднестатистическое) функционирование всего человеческого организма, ее начало (жизни) отсчитывается с момента рождения. С позиции доктринального христианства жизнь – это дар Божий, она начинается в момент зачатия, когда происходит одухотворение нового человека.
С точки зрения биологии смерть – это, в первую очередь, смерть мозга, то есть полное прекращение биологических и физиологических процессов жизнедеятельности человека. С точки зрения христианства, смерть – это незримый спутник человеческой жизни (Экклезиаст), это часть одной космической жизни. Умирая, тело отделяется от души (его энергии), но после Страшного Суда и Парусии, человеческое тело вновь воссоединится со своей душой, так что, понятие смерти в христианстве – относительно. Ведь каждый верующий имеет надежду на жизнь вечную.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ