Факторы формирования спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть факторы формирования спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики.

Введение и актуальность


Программы общественных работ возникли в США в 1930-е годы. В настоящее время они действуют во множестве стран на региональном уровне. Задачи организации работ общественного характера имеют связь не только с социальными и экономическими проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием региональной инфраструктуры.
Содействие предпринимательству и самозанятости, которые направлены на создание условий для того, чтобы люди имели возможность самостоятельно создавать рабочие места для других и себя. Это направление в наибольшей степени является соответствующим сущности активной политики занятости [13].
Содействие в занятости групп населения является актуальным для молодежи, инвалидов, пожилых людей. Каждая эта группа обладает своими проблемами с трудоустройством, и государством предоставляется система льгот для их участия в деятельности экономического характера.
Государственная политика занятости населения является системой мер государственного косвенного и прямого воздействия трудовую область (рынок труда) для достижения целей, которые были поставлены. Целями политики занятости отражается такое состояние рынка труда, которого требуется достичь, решая проблемы, которые стоят сейчас. Для решения данных проблем органами занятости разрабатываются программы содействия занятости населения [25, C. 100].
Государственная политика занятости должна рассматриваться в качестве процесса, проходящего на трех уровнях: местном уровне, региональном уровне и макроуровне.
На макроуровне высшими органами государственной исполнительной и законодательной власти решаются кардинальные задачи политики занятости, осуществляется:
1)согласование приоритетов и целей политики занятости с демографической, социальной, экономической, миграционной политикой.
2)согласование системы приоритетов и целей политики занятости с инвестиционной, структурной, финансово-кредитной, внешнеэкономической политикой.
На уровне региона политика государства в области занятости в основном осуществляется в таких же направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужается на уровне регионов в сравнении с общегосударственным уровнем [20, C. 55].
На местном уровне политика в области занятости включает налоговое, финансовое и другое стимулирование поведения на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных незарегистрированных (неформальный сектор) и зарегистрированных (формальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На этом уровне осуществляется вся практическая работа, которая предусматривается мероприятиями занятости: обучение, трудоустройство, выплата пособий и т.д.
Анализ функционирования региональных служб занятости свидетельствует, что в общем объеме предложения рабочей силы удельный вес выпускников учебных заведений каждый год составляет 15–20%, помимо этого, в силу определенных обстоятельств, молодые специалисты, в сравнении с опытными работниками, обладают низкой стартовой конкурентоспособностью.
По этой причине диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу представляет собой один из существенных факторов, которые создают качественные и количественные параметры дисбаланса.
В имеющейся практике данная проблема частично решается посредством согласования со службами занятости объемов и структуры переподготовки и подготовки кадров, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему отношений с предприятиями.
Для облегчения людям возможности встречи с нужными людьми, наёмным работником или нанимателем, есть особые учреждения, помогающие сокращению безработицы и трудоустройству людей. Их называют центром занятости, биржей труда, службой занятости, центром трудоустройства, бюро по трудоустройству, центром содействия занятости. Названия различные, однако суть одна — помочь безработным найти вакансию, а государству — урегулировать вопрос занятости.
Биржа труда является учреждением, которое выполняет функции посреднического характера между наёмными работниками и работодателями [17, C.101 ].
Государственными биржами труда: регистрируется предложение и спрос рабочей силы; оказывается воздействие регулирующего характера на рынок труда; оказывается помощь населению в профориентации, трудоустройстве, смене и выборе профессии и т. п. На бирже регистрируются безработные и предлагаются вакансии (то есть свободные места) из тех, которые ей присылаются из фирм и компаний. Биржи труда бывают разных типов: общественные, государственные, частные, коммерческие и филантропические.
Основные функции биржи труда заключаются в оказании услуг в случае трудоустройства безработных; оказании содействия в перемене работы; изучении предложения и спроса рабочей силы; сборе и предоставлении данных об уровне занятости по квалификации, профессиям, районам страны; профессиональной ориентации молодёжи; организации трудоустройства и переобучения инвалидов; выплате пособий безработным (в некоторых странах).
В странах Западной Европы возникновение бирж труда было вызвано массовой безработицей. Во Франции, к примеру, первая государственная биржа труда создана была в 1897 г., в Англии — в 1909 г., в России — в августе 1917 г. В дореволюционной России биржи труда были во всех губернских и во множестве уездных городов. Они функционировали и в первые годы советской власти. В их функции были включены учёт и распределение рабочих во всех экономических отраслях, упорядочение предложения и спроса на труд, организация общественных работ и др.
Величина вознаграждения за труд может изменяться в соответствии с законами цены по предложению и цены по спросу. Когда спрос превышает предложение, цена определенного вида труда находится выше точки равновесной цены. Сейчас под воздействием научно-технической революции спрос на высококвалифицированных работников не удовлетворяется в полной мере, а это ведет к повышению оплаты труда специалистов со средним и высшим образованием. С другой стороны, спрос на неквалифицированную рабочую силу в большинстве случаев падает, что отрицательно сказывается на заработках людей, не обладающих средним уровнем образования.
Вторым рыночным фактором, воздействующим на величину вознаграждения за труд, является конкуренция или монополия на рынке труда. Здесь соперничество ведет, естественно, к приближению уровня заработной платы к равновесной цене. Это означает, что конкуренция выступает уравнительницей заработков. Проще говоря, рынок труда утверждает принцип: равная оплата за ратный труд.
Равновесие рынка труда устанавливается в точке пересечения кривой спроса на труд LD и кривой предложения труда LS .Состоянию равновесия на рынке труда соответствует равновесная ставка реальной заработной платы (W/P)Le и равновесный уровень занятости (L)e.

Заключение и вывод

Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.
В связи с этим в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.
Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места (этот аспект в нашей практике управления занятостью совершенно упущен). Целесообразно разработать комплекс мер по их экономической поддержке, прежде всего налоговых и кредитных.
На основе исследования, можно сделать вывод, что государственная служба занятости населения сыграла важную роль в обеспечении занятости населения в период мирового финансово-экономического кризиса. Государство выделило достаточно средств на трудоустройство и профессиональное образование безработных граждан.
Развитие системы рабочих мест является фундаментом для расширения и совершенствования структуры занятости, а так же устранения непропорциональности на рынке труда.
Основываясь на этом, действенным инструментом государственного управления в сфере занятости и в процессах, происходящих на рынке труда, может выступать Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, которую разрабатывает Министерство труда и Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Данная схема определяет перспективные направления в развитии системы рабочих мест в отраслевой и территориальной области, учитывая обеспечение эффективной занятости.
Вместе с региональными и отраслевыми вопросами в развитии и размещении рабочих мест, в ближайшем будущем необходимо рассмотреть возможность стимулирования предпринимателей, которые создают и обновляют рабочие места, на данный момент этот аспект в нашей практике управления занятостью упущен. Целесообразна разработка комплекса мер по экономической поддержке таких предпринимателей, прежде всего налогового и кредитного характера.
Основываясь на результаты исследования, можно сделать выводы, о том, что государственная служба занятости населения важна и значима в обеспечении занятости населения в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Государством было выделено достаточное количество средств на профессиональное обучение и трудоустройство безработных граждан.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ