Эволюция категории свобода в работах европейских мыслителей

Цели и задачи

Цель исследования данной курсовой работы является исследование эволюции категории «свобода» в работах европейских философов, начиная с эпохи Просвещения до понимания свободы диалектическим материализмом.

Введение и актуальность


Из этого следует, что человеческая свобода несет в себе возможность лишь единично возможного варианта, зависящего от полноты знаний, а потому уровень свободы, а значит, и благополучия социальной организации, исходя из философской системы Бенедикта Спинозы, не может быть выше уровня достоверного объема знаний.
По мысли Хайдеггера, для Декарта главным мотивом его философствования было «подведение метафизической основы под освобождение человека к новой свободе как уверенному в самом себе законодательству». По мнению Декарта, человек может быть ответственным только за те действия, которые он мог взвесить и обдумать как возможности перед совершением акта выбора или поступка.
Философ полагал, что каждый человек обладает свободой воли и свободой действий или поступков и является одновременно и субъектом свободы воли, и субъектом свободы поступков. То, что человек обладает этими обеими способностями, может привести нас к проблеме: как может быть так, что любой человек является субъектом общечеловеческой способности говорить и субъектом способности, говорить на своем родном языке. В отличие от соотношения между этими двумя субъектами, субъект свободы воли должен быть ответственным за характер субъекта в его свободе действий.
В процессе познания понятия свободы философия XVII–XVIII веков открыла новый уровень исследования, а именно понятие свободного выбора в определенных социальных, политических и экономических условиях общества и государства. Если государственные законы для этики Бенедикта Спинозы являются лишь наиболее приемлемыми условиями достижения полноты знания, то в работах Джона Локка и Томаса Гоббса синтез этико-нравственных гипотез и социально-правовых доктрин приобретает роль причинной обусловленности в объяснении дальнейшего функционирования индивида.
Характеризуя воззрения этой эпохи в отношении понятия свободы, можем прийти к выводу о том, что процесс познания природы человека и его мышления все теснее сплетался с конкретным общественно-экономическим укладом. Поэтому разработка категории «свобода» стала нести по-настоящему практический характер в формировании правовой, экономической, социальной и политической сфер.

Заключение и вывод

Как установлено в ходе написания курсовой работы, понимание категории «свобода» как общественного явления начало формироваться только в эпоху начала европейской эпохи Просвещения. Систематизация знания, отверждение ряда церковных догматов и довольно быстрая трансформация социальных традиций и устоев переделали тему исследования категории «свобода» на социальное поле. Наиболее важным моментом в развитии политико-правового восприятия категории «свобода» стало разделение в английской философии XVII–XVIII веков дефиниций «свобода» и «воля» индивида.
Осуществленный обзор зарождения и развития понятия категории «свобода» в западноевропейской философии подтверждает, что размышления о свободе личности представляла актуальную темы исследования для мыслителей различных времен. Возникшая в Древней Греции трактовка свободы как проявления рока или судьбы, получившей закрепление в религиозных христианских догматах Средневековья, была опровергнута мыслителями эпохи Просвещения, которые установили новое и относительно «современное» понимание человеческой свободы.
Так, мыслители эпохи Возрождения, совершая масштабный поворот от теологических основ исследуемой категории, определили на центральное место своих идей и теорий самого человека, заложив основы современных принципов гуманизма.
Политико-правовая мысль эпохи Просвещения устанавливает основные дефиниции и характеристики категории «свобода», базируясь естественных неотделимых правах личности. На основе данных исследователей современные ученые создают актуальные на сегодня концепции человеческой свободы, демократизма, либерализма и политико-правовых принципов.
В заключение проведенного исследования эволюции категории «свобода» в восприятии идей мыслителей Нового времени можно прийти к следующим трактовках политико-правовой категории «свобода», которые имеют важное значение и на сегодняшний день:
- свобода представляется наиболее фундаментальной категорией, которая влияет на понятийный аппарат политико-правовых учений современности,
- свобода является естественным правом человека, присущим ему с рождения (есть мнения, что у человека появляются определенные права и до рождения),
- свобода не является синонимом вседозволенности или анархии, поскольку она наделяет человека возможностью принимать решения по своему усмотрению в определенных законом границах,
- право является регулятором внешней свободы индивида,
- свобода выступает мерилом любого правового акта или закона, эта ценность, которой обязаны соответствовать все без исключения нормативные правовые акты государства,
- свобода является одним из постоянных признаков объективного права,
- свобода представляет собой понимаемый человеком масштаб возможного поведения, которое не будет нарушать права и законных интересы иных лиц,
Установление общего и особенного категории «свобода» в современных обществах, а также соотнесение указанных характеристик со всеобщими атрибутами категории «свобода» информационного общества, в общем, представляет собой наиболее оптимальный путь к системному анализу такого политико-правового учения «свобода» как важного общественного явления в XXI веке.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ