Эволюционная и неоинституциональная теории фирмы: общность и различия

Цели и задачи

Целью исследования является выявление общностей и различий в неоклассической и эволюционной теории фирмы.

Введение и актуальность


Создание и развитие мировым мастером в области международной конкуренции Майклом Портером теории о пяти конкурентных силах очередной раз свидетельствует о важности и значимости информации о покупателях, поставщиках, конкурентах, новых товарах, получаемой для уменьшения неопределенности внешней среды компании. Модель «пяти сил», разработанная автором в 1980 году, является технологией для осуществления анализа конкуренции, с помощью которого становится возможным определить потенциальную угрозу для фирмы и разработать адекватную обстоятельствам стратегию ее поведения на рынке. Модель позволяет уменьшить угрозу наступления непредвиденных событий для компании. Угроза может возникнуть по следующим пяти направлениям:
1) соперничество между имеющимися конкурентами в данной отрасли;
2) угроза появления новых конкурентов;
3) угроза появления на рынке новых товаров-заменителей;
4) экономические возможности и торговые способности поставщиков;
5) экономические возможности и торговые способности покупателей
Модель М. Портера представляет собой своеобразный инструмент, необходимый фирмам для проведения диагностики конкурентной напряженности на рынке. Она позволяет определить важность и мощь влияния каждой из составляющих конкурентных сил с тем, чтобы успеть подготовиться к наступлению угрозы и достойно встретить противника, предварительно разработав варианты возможного поведения фирмы в сложившихся условиях. Итак, современный мир, в котором нам приходится жить и работать, отличается нестабильностью. Для того чтобы чувствовать себя уверенно и быть в меньшей степени зависимым от непредсказуемости внешней среды, каждый субъект микроэкономики стремится получить необходимую информацию (о поставщиках, потребителях, конкурентах и т.д.). Приобретение информации всегда сопряжено с издержками. Затраты на маркетинг, осуществление анализа действия пяти конкурентных сил вызывает рост расходов, не связанных непосредственно с процессом производства. Имеет место рост трансакционных издержек. В последнее время наблюдается тенденция постепенной смены приоритета трансформационных издержек в общих издержках предприятия. На сегодняшний день определяющими и главенствующими в деятельности фирмы становятся трансакционные издержки.
Процедура подбора персонала, при всем многообразии используемых технологий, имеет несколько стандартных этапов:
Планирование количественных потребностей в персонале - на основании принятого плана стратегического развития компании или заявок линейных и функциональных служб об ожидаемых вакансиях;
Построение модели компетенций вакантных должностей, описание профиля вакансии и должностной инструкции;
Организация поиска кандидатов с использованием внутренних и внешних источников, а также нестандартных подходов;
Первичный отбор кандидатов (анализ резюме, телефонное интервью, анализ анкет);
Вторичный отбор (тестирование, собеседование и пр.)
Принятие решения о найме сотрудника;
Оформление трудового договора, зачисление в штат, подготовка и проведение программы адаптации.
Под внутренними источниками понимают кадровый резерв компании, т.е. сотрудников, определенное время работающих в компании. При замещении должностей путем внутрифирменного конкурса основным методом оценки кандидатов на замещение выступают итоги регулярной аттестации персонала. Возможности внутреннего роста активно пропагандируются в современных российских организациях. Данный подход гарантирует сохранение сильного кадрового состава.
Эффективными методами подбора персонала из внешних источников традиционно являются рекрутинг и прямой поиск кандидатов по составленному профилю.
В последнее время также получили широкое распространение такие методы как:
- лизинг персонала - использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации;
- телеработа - дистанционная форма организации труда, при которой сотрудник выполняет работу удаленно, в рамках «виртуального офиса»;
- аутсорсинг - передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными ;
- временный персонал - в отличие от лизинга используется в тех случаях, когда организация нуждается в дополнительных сотрудниках на короткий период (от одного дня до нескольких месяцев);
- аутстаффинг - оформление в штат специализированного агентства сотрудников, работающих в компании, которая по тем или иным причинам не хочет больше содержать этот персонал у себя.
По результатам опроса ведущих работодателей России можно выделить наиболее популярные внешние источники поиска персонала:
- «через знакомых»;
- по объявлениям в периодических изданиях;
- посредством Интернет;
- поиск через биржи труда и ярмарки вакансий;
- поиск с привлечением кадровых агентств.
Обычно при отборе кандидатов используют не один, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

Заключение и вывод

Итак, существует целый ряд теорий и концепций, по-разному трактующих суть фирмы и по-своему объясняющих их поведение и функции. Каждая из них, строго говоря, имеет свою область применения конкретно к обстоятельствам, в которых действуют фирмы. Основной вывод, который можно сделать из изучения многочисленной литературы, посвященной этой теме, состоит в том, что экономическая теория является постоянно развивающейся наукой, отвечающей изменяющимся условиям рынка, изменениям в формах и организации фирм, новым вызовам, которые ставит общество перед экономической наукой. Только за последние сто лет теория фирм прошла огромный путь и претерпела множество изменений. В этой курсовой рассмотрены две ключевых стадии в изучении фирм: классическую и эволюционную. И, несмотря на уже проделанную экономическими учеными работу, ее нельзя назвать завершенной: исследование природы фирм продолжается и, как мне кажется, будет продолжаться до тех пор, пока фирмы будут существовать.
На основе, которую заложили классики политической экономии, развивается современная экономическая теория в целом и такое важное ее направление, как теория фирм.
В результате выполненного исследования по проблеме можно сделать следующие выводы:
1. Методологию неоклассической теории легко резюмировать. Покупатели пытаются максимизировать свои выгоды от получения товаров, и они делают это путем увеличения своих покупок товара до тех пор, пока выгода, получаемая ими от дополнительной единицы, не уравновесится тем, что им приходится отдавать для ее получения. Таким образом, они максимизируют «полезность», т. е. удовлетворение, связанное с потреблением товаров и услуг.
2. Факторы косвенного значения могут иметь различную степень влияния на организацию, связанную, прежде всего, со спецификой деятельности компании, ее доли на рынке, взаимодействия с иностранными партнерами, степенью развитости информационно-технологической базы и состоянием экономики в целом
3. Общей чертой эволюционной и неклассической теории фирмы является то, что в обеих теориях фирма руководствуется стремлением получения прибыли, стремлением ее максимизации.
4. Таким образом, различия эволюционной и неоклассической теорий фирм состоит в следующем:
1. Эволюционная теория опирается на динамическое представление о структуре социально-экономического пространства, на механизмы наследования основных особенностей поведения агентов в рамках эволюции их популяции, а неоклассическая опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства.
2. Главный объект исследования неоклассической теории – экономический агент, а главный объект изучения эволюционной теории является популяция агентов, обладающих аналогичным социально-экономическим генотипом,
3. Главный предмет исследования неоклассической теории – действия агента на рынке, а предмет изучения эволюционной теории – поведение агента (популяции агентов) с точки зрения влияния истории, наследственных или приобретаемых факторов

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ