Энергетическая политика ЕС и естественные монополии

Цели и задачи

Цель курсовой работы – определить особенности энергетической политики ЕС.

Введение и актуальность


В соответствии с § 2 ст. 194 ДФЕС Европейский парламент и Совет принимают решения в рамках общей энергетической политики на основе общей законодательной процедуры (после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов). Для принятия мер, имеющих по существу налоговый характер, применяется специальная законодательная процедура (§ 3 ст. 194).
Лидирующая роль в реализации энергетической политики ЕС отведена Комиссии. Функции Комиссии в этой области преимущественно концентрируются на координации, надзоре и контроле деятельности участников энергетического рынка Союза. Так, например, Регламент (ЕС) № 736/96 от 22 апреля 1996 г. об уведомлении Комиссии об инвестиционных проектах, затрагивающих интересы ЕС в нефтяном, газовом секторах и секторе электроэнергии, требует раскрытия перед Комиссией по крупным инвестиционным проектам в энергетическом секторе информации об инвесторах.
Абзац 2 § 2 ст. 194 ДФЕС содержит также положение о компетенции государств-членов определять право устанавливать условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, выбирать между разными источниками энергии и формировать общую структуру своего энергоснабжения.

Заключение и вывод

Эволюционное направление развития энергетической политики ЕС следует изучать по периодам, а именно: первичное законодательство в сфере общего рынка; вторичное законодательство в сфере общего рынка; позитивная интеграция и приоритет инфраструктуры; новая энергопарадигма и экологический приоритет; акцент на имплементацию, безопасность энергоснабжения и «внешнее измерение».
Основу деятельности ЕС в сфере энергетики закладывает сегодня п. «и» § 1 ст. 3 Договора о ЕС. Определенное значение для энергетической политики ЕС приобретают в последнее время положения ст. 170-172 разд. XVI «Трансъевропейские сети» ДФЕС. Ключевую роль для развития собственной энергетической политики ЕС играют такие международные документы, как Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Лиссабонский договор к энергетической хартии 1994 г. Обеспечение доступа к услугам естественных монополий в электроэнергетике регулируется Правилами недискриминационного доступа.
Можно выделить целый спектр проблем, препятствующих формированию единой энергополитики между странами ЕС и Россией: отсутствие единой стратегии энергетического сотрудничества между Россией и ЕС; отсутствие нормативно правовой базы энергетической политики России и ЕС; попытки политизации энергодиалога с Россией со стороны некоторых стран ЕС; влияние геополитических процессов на процесс энергодиалога между Россией и ЕС; проблема транспортировки энергоресурсов из России в страны ЕС; проблемы инфраструктурной безопасности России в энергетическом секторе; проблема энергетической безопасности России.
В ноябре 2010 г. была подготовлена стратегия «Энергетика 2020». На основании данной стратегии, а также принятых 4 февраля 2011 г. решений Европейского совета энергетическая политика Евросоюза будет реализовываться по следующим направлениям: диверсификация поставок энергоносителей с целью снижения зависимости от России — основного поставщика углеводородов в ЕС; возрождение атомной энергетики с применением современных технологий строительства для обеспечения полной безопасности эксплуатации атомных электростанций; развитие сектора альтернативных и возобновляемых источников энергии для сокращения потребления нефти и газа, обеспечения электроэнергией отдаленных населенных пунктов, а также снижения объемов выбросов углекислого газа в атмосферу; внедрение энергосберегающих технологий, которые дадут возможность не только сохранить производство на прежнем уровне, но и снизить энергоемкость экономики.
Энергетика играет важнейшую роль в отношениях России и Европейского Союза. Энергетическое сотрудничество РФ и Евросоюза преследует три основные цели: реализация программы создания единого экономического пространства, облегчение доступа Евросоюза к ресурсно-сырьевой базе РФ, бесперебойная транспортировка энергоносителей. В то же время существует ряд проблем, которые препятствуют формированию единой политики сторон относительно энергетики.
Россия в энергетическом секторе Европы занимает роль лидирующего поставщика нефти, газа и твёрдого топлива. Доля России в импорте нефти Евросоюзом сократилась с 30,5 % в 2005 г. до 27,7 % в 2015 г. Доля России в импорте газа Евросоюзом также снизилась – с 34,6 % в 2005 г. до 29,4 % в 2015 г. Доля России в импорте твёрдого топлива Евросоюзом увеличилась за десятилетний период и составила в 2015 г. – 25,8 %.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ