[rank_math_breadcrumb]

Правила определения происхождения товаров и практика их применения

Цель исследования – рассмотреть общие правила определения происхождения товаров по кодексу ЕАЭС.

Так же Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» позволяет регулировать вопросы по части определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости и ее правильного исчисления, а также затрагивает оборот товаров, который запрещен для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.
1.2. Критерии и условия определения страны происхождения товара
Согласно Соглашению о создании свободной торговли, товар может пользоваться режимом свободной торговли на территориях государств-участников данного соглашения в том случае, если товар соответствует тем критериям, установленных правилами определения страны происхождения, а также:
1) товар вывозится согласно контракту между резидентами государств-участников Соглашения и импортируется с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения;
2) физическое лицо-резидент государства-участника Соглашения импортирует товар с одной таможенной территории на другую государства-участника Соглашения.
Кроме того, продукция не должна вывозиться с территории государств-участников Соглашения, кроме случаев, когда данная транспортировка не может быть осуществлена в силу географических особенностей расположения государства-участника или определенной его территории, а также кроме обстоятельств, которые согласованы с компетентными органами государств-участников Соглашения, осуществляющие экспорт и импорт товаров.
Действие ЕСТП ЕАЭС распространяется не на все товары, а лишь на их ограниченный перечень. К примеру, в список преференциальной продукции не зависимо от страны происхождения не попадают подакцизные товары (табачные и алкогольные изделия), а также те товары, импорт которых напрямую несет в себе экономические потери и угрозу для национального производителя.
Теперь стоит уделить особое внимание тем условиям, на основании которых тарифные преференции могут применяться.
Во-первых, нужно определить страну происхождения товара. Это очень важное условие, так как не все страны могут пользоваться тарифными преференциями. После того как страна определена, необходимо проверить входит ли она в список государств-бенефициаров ЕСТП ЕАЭС (это касается развивающихся и наименее развитых государств), или же заключено у данной страны соглашение о свободной торговле с Российской Федерацией в частности или же с ЕАЭС в целом.
При этом продукция является происходящей из развивающегося или наименее развитого государства, которое имеет право пользоваться тарифными преференциями, если:
1) продукция полностью произведена в данном государстве;
2) когда она произведена в данном государстве, при этом использовались сырьевые материалы, полуфабрикаты или готовые изделия, которые происходят из другого государства, или товаров, чье происхождение неизвестно в том случае, если такая продукция была подвергнута в данном государстве достаточной обработке или переработке.
Продукция признается подвергшейся достаточной обработке или переработке в развивающемся или наименее развитом государстве, которое пользуется тарифными преференциями в следующих случаях:
1) если стоимость товаров, из которых выполняется материал и происходящие из третьих стран, тарифные преференции на которые не распространяются, не превосходит 50% стоимости товара, который экспортируется из развивающегося или наименее развитого государства-пользователя тарифных преференций;
2) если товар был подвергнут обработке или переработке не в одной развивающейся или наименее развитой стране, и при этом стоимость использованной продукции, которая происходит из других стран, на которые не действует преференциальный режим, или же стоимость товаров, чье происхождение неизвестно, не превосходит 50% стоимости товара, который вывозится из одного из развивающихся или наименее развитых государств, пользующегося тарифными преимуществами;
3) если произведение товара происходит в одной из стран-пользователей единой системы тарифных преференций и данная продукция была подвергнута обработке или переработке в другом или нескольких государствах, которые также пользуются режимом тарифных преференций.
Во-вторых, важным фактором считается и правило непосредственной закупки. Товар считается непосредственно закупленном в том случае, если импортер приобрел продукт у лица, который зарегистрирован в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающемся или наименее развитом государстве, из которого происходит товар и на которое распространяется преференциальный режим.
В-третьих, должно соблюдаться правило прямой поставки. Прямая поставка осуществляется непосредственно из развивающейся или наименее развитой страны, в отношении которой распространяется преференциальный режим, на территорию ЕАЭС без провоза через территорию третьих стран. Однако такой провоз возможен ввиду географических, экономических, технических и транспортных причин, если товары в странах транзита, а также в местах складирования находятся под таможенным контролем.
Также правилу прямой поставки отвечают те товары, которые были закуплены импортером на выставках или ярмарках в следующих случаях:
1) если товары были поставлены из развивающейся страны или наименее развитой, на которую распространяется преференциальный режим, на территорию страны проведения ярмарки или выставки и находились под таможенным контролем во время их проведения;
2) если товары, отправленные на выставочный показ или ярмарку, не были использованы в других интересах, кроме демонстрационных;
3) если товары ввозятся на территорию ЕАЭС в том же состоянии, что и на выставку или ярмарку, без учета изменений вследствие их естественного износа, либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранении.
В-четвертых, обязательным условием является наличие сертификата о происхождении товара, который должен быть заполнен в соответствии с требованиями о заполнении сертификата определенной формы. Так, например, для товаров из развивающихся и наименее развитых стран такой сертификат предоставляется по форме «А», для товаров, перемещаемых в рамках зоны свободной торговли СНГ – СТ-1, для товаров, перемещаемых в рамках соглашения о зоне свободной торговли Россия – Сербия сертификат по форме СТ-2, сертификат по форме EAV – для соглашений с Вьетнамом.
В-пятых, для товаров, которые происходят из развивающегося или наименее развитого государства-бенефициара единой системы тарифных преференций, необходимо проверить входит ли экспортируемый товар в перечень, на который тарифные преференции распространяются. Для стран, ведущих торговлю на основе соглашения о ЗСТ, необходимо ознакомиться со списком товаров изъятия, на которые тарифные преференции не распространяются.

Итак, необходимым условием возможности получения права преференциального ввоза товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС является соблюдение ряда условий, основным из которых является соблюдение критериев происхождения товаров и правил непосредственной закупки и прямой отгрузки товара.
Кроме того, участник ВЭД обязан предоставить в таможенный орган страны назначения, наряду со всеми предусмотренными документами, специальный сертификат происхождения товара установленной формы, выданный уполномоченным органом. Формы сертификатов зависят от страны, которая экспортирует товар. Так, например, для товаров из развивающихся и наименее развитых стран-бенефициаров, сертификат оформляется по форме «А», для товаров, происходящих из СНГ – СТ-1, для товаров, перемещаемых в рамках соглашения о зоне свободной торговли Россия-Сербия – СТ-2, для вьетнамской продукции – EAV.
На данный момент система определения происхождения товара на территории ЕАЭС не достаточно совершенна, что позволяет выделить ряд основных проблем, а именно:
1) сложность в отслеживании соблюдения правил определения страны происхождения товаров и подлинности сертификатов, подтверждающих такую страну;
2) негативное влияние на доходную часть бюджета государств-членов ЕАЭС предоставления преференций странами-бенефициарам ЕСТП ЕАЭС, чей уровень доходов превосходит российский;
3) отсутствие единой и унифицированной базы данных о импорте преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Несмотря на все выгоды в плане экономического и политического сотрудничества со странами-партнерами, необходимо соблюдать разумный баланс между необходимостью обеспечения условий для развития международной торговли, т.е. ее либерализации в целом и поддержки развивающихся и наименее развитых стран, и выполнением необходимых задач по защите национальных интересов страны, связанных с обеспечением национальной экономической безопасности.
Цель исследования – рассмотреть общие правила определения происхождения товаров по кодексу ЕАЭС.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть − 4 =