Экономический смысл понятия ,,рынок»

Цели и задачи

Целью курсовой работы является исследование экономического смысла понятия «рынок».

Введение и актуальность


Как отмечает П.В. Михайлушкин, характерным в этом отношении является исследование влияния рынка на хозяйственную систему общества А. Пигу, обобщающий вывод которого состоит в том, что экономическая динамика (в категориях А. Пигу — рост «национального дивиденда») детерминирована степенью близости распределения общественных ресурсов к оптимальному.
Автор делает вывод, что в этом отношении неоклассический подход существенно отличается от марксистского подхода. К. Маркс, опираясь на труды классиков теории трудовой стоимости, исследует рынок как воспроизводственную категорию, систему общественных отношений и связей между покупателями и продавцами, основанных на действии законов товарного производства и обращения, децентрализованном механизме ценовых сигналов. Развивая воспроизводственный подход, он показывает, что возмещение различных частей совокупного общественного продукта, совершающееся посредством рынка, осуществляется вследствие обмена в сфере обращения и опосредуется куплей-продажей, предназначенной для удовлетворения платежеспособных потребностей конечного потребителя. Вместе с тем, используя принципы материалистической диалектики, в своих теоретических построениях К. Маркс раскрывает противоречивую природу рынка через призму анализа воспроизводства капитала с целью обоснования преходящего характера рыночных (капиталистических) отношений. Таким образом, рынок предстает как форма исторически определенной системы экономических отношений товарного производства, границы которой задаются существенным, глубинным противоречием: всеобщая взаимосвязь производителей — всеобщее обособление производителей.
Трактовка рынка на базе кейнсианской платформы экономической науки исходит из методологического положения об индивидуальной рациональности. В этом плане кейнсианство использует основополагающие методологические принципы неоклассического направления. Однако в отличие от неоклассиков, реализующих микроэкономический подход, Дж. М. Кейнс рассматривает рынок как макроэкономическую систему, представленную совокупностью взаимосвязанных рынков, и осуществляет переход к анализу совокупного спроса и предложения, потоков доходов, инвестиций, потребления и накопления в масштабе всего общественного воспроизводства.
Центральным в институциональном направлении является понятие «институт». Таким образом, применительно к определению сущности рынка в центре внимания институциональной теории оказывается влияние на процесс обмена институтов, организационных, структурных и иных форм взаимодействия индивидов. Под институтами понимаются правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Рынок рассматривается как особый институт (совокупность институтов) общества, воспринимающий, аккумулирующий и создающий свои нормы, ценности, требования, с помощью которых он формирует способы взаимодействия хозяйствующих субъектов и осуществляет регулирование их социально-экономического поведения. При этом функционирование рыночных институтов позволяет снизить трансакционные издержки — издержки в сфере обмена, связанные с передачей права собственности. С точки зрения организационных форм, которые (в рамках действующих общих правил) создаются экономическими агентами на контрактной основе, рынок трактуется как пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров и услуг.
Институциональная теория не игнорирует роль базовых условий существования рынка, формирующих спрос и предложение, или ценовых сигналов, порождаемых взаимодействием спроса и предложения. Но объяснения, ограничивающиеся ролью ценового механизма, считаются недостаточными при решении ряда важных задач (например, таких, как выбор поставщика или потребительский выбор).
В заключение приведенного нами обзора различных подходов к определению сущности рынка, следует отметить, что в отечественной экономической литературе, с развитием и усложнением рыночных отношений в стране, также пришли новые подходы, развивающие методологические положения ключевых направлений экономической мысли.
Так, по мнению П.В. Михайлушкина, здесь особо следует выделить воспроизводственный подход, сложившийся на базе классической, марксистской и неоклассической теорий рынка, представители которого, подчеркивая различные аспекты проявления данной экономической категории, трактуют рынок как «саморегулируемую систему вступающих в экономические отношения субъектов, обеспечивающую создание необходимых условий для расширенного воспроизводства», «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме», «сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства», «определенный тип функционирования экономики и формирования хозяйственных связей».
Автор отмечает, что последовательный сторонник рассматриваемого подхода, академик Л. И. Абалкин, характеризуя современную рыночную систему, отмечал: «Основы рынка формируются в процессе общественного разделения труда, когда обмен и распределение опосредуют связь между производством и потреблением. Именно рыночный механизм, становясь все более сложным и разветвленным, влияет, как на производство, так и на потребление, устанавливает столь необходимую для их успешного развития обратную связь».

Заключение и вывод

По результатам проведенного исследования в рамках курсовой работы в соответствии с поставленными целью и задачами можно сделать следующие краткие выводы.
Современная экономическая наука представлена несколькими направлениями экономической мысли, среди которых основными являются: неоклассическое, неолиберальное, кейнсианское и институциональное. При этом в каждом из этих направлений есть свои нюансы в определении сущности рынка. Учитывая эти нюансы можно дать следующие определения понятию «рынок»:
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей, посредством которых осуществляется реализация товаров.
Рынок – система социально-экономических отношений в сфере обращения, посредством которой осуществляется реализация товаров.
Рынок – совокупность социальных условий и требований производства и реализации товаров.
Данные определения подчеркивают, что экономический смысл понятия «рынок» имеет тройственное значение: 1) сбыт; 2) система экономических отношений; 3) институт.
Наиболее полно экономический смысл понятия «рынок» раскрывается через рассмотрение функций рынка. При этом среди основных функций выделяют: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и санирующую.
Модель рынка как механизма ценообразования представлена в экономической литературе моделью рыночного равновесия, которое устанавливается в результате взаимодействия двух основных элементов рынка: спроса и предложения. При этом под рыночным равновесием понимают равенство спроса и предложения в результате чего устанавливается равновесная цена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ