Джон Локк- разработка проблем воспитания

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение Джон Локк - разработка проблем воспитания.

Введение и актуальность


Джон Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогической системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени. Опираясь на накопленные знания в студенческом возрасте, познакомившись с трудами Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, учёный внес заметный вклад в дальнейшее развитие педагогики [14].
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая стала основной причиной промышленного поворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени. По словам Энгельса, Джон Локк был «сыном классового компромисса 1688 года». Маркс характеризует его как представителя новой буржуазии во всех её проявлениях [3].
В своих трудах Джон Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. В основном философском труде «Опыт о человеческом разумом» Локк утверждал, что человеческие знания являются следствием внешнего чувства. Первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что человек не имеет врождённых идей, он рождается «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний мир – рефлексию [3].
В книге «Мысли о воспитании» ярко выражены передовые педагогические устремления того времени. Дж. Локк обстоятельно раскрывает содержание и методы физического, нравственного и умственного воспитания джентльмена. В книгу входят мероприятия, направленные на закаливание тела ребёнка, позволяющие ему легко переносить жару, холод, любые перемены погоды. Для того, чтобы джентльмен вырос выносливым и неприхотливым, Дж. Локк рекомендовал приучать ребенка к простой здоровой пище, к жесткой, к строгому распорядку дня. Большое значение он придавал постоянным физическим упражнениям, имеющим целью выработать у джентльмена такие качества, как мужество, настойчивость, ловкость [13].
Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. «Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказаться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их» [7].
Воспитание должно приучать человека управлять собой. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат.
Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения, привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.
Обучение, по Дж. Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления [3].
Понимание Дж. Локком целей и задач воспитания, его взгляды на содержание и пути осуществления физического, нравственного и умственного воспитания соответствовали интересам новой буржуазии, которая пришла к власти, вступив в компромисс с дворянством, и стремилась укрепить своё господство.

Заключение и вывод

Педагогика Джона Локка достаточно противоречива и уместно вспомнить слова П.П. Блонского «Буржуазная педагогика не может разрешить проблему всестороннего развития каждого члена общества, своё внимание она сосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. По этой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научной системы. Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов». Подобные слова, как нельзя лучше подходят к педагогике Дж. Локка. Ребёнок, действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагога было направлено только на одного ребёнка, что попросту невыполнимо в наши дни, когда получать образование могут дети всех слоёв населения.
Принципы воспитания Дж. Локка оказала огромное влияние на педагогику. Его работы повлияли на многих талантливых педагогов будущего, таких как Песталоцци или Руссо. Его правила воспитания достаточно универсальны и могут быть использованы практически всеми. Не зря в предисловии к книге «Дж. Локк» Н.Н. Поповский (ученик и последователь М.В. Ломоносова, один из первых профессоров Московского Университета) счёл необходимым обратиться к читателю с весьма знаменательной рекомендацией: хотя Дж. Локк рассуждает здесь только о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.
Подытоживая всё выше сказанное, можно смело утверждать, что Дж. Локк оставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок в развитии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ