Диктант как средство формирования орфографических навыков в средних классах

Широко распространены в практике начального обучения русскому языку и так называемые псевдодиктанты [7, 129], особенность которых состоит в том, что они не диктуются (не воспринимаются на слух), а презентуются другими способами. По характеру восприятия детьми языкового материала выделяют зрительный, выученный наизусть, разученный, немой «диктанты».
Зрительный диктант основан на зрительном восприятии записываемого. Небольшой текст (иногда стихотворный), представленный на доске или на слайде презентации, учитель не читает. Сами школьники про себя читают текст, пытаются запомнить. Текст закрывается, дети пишут его по памяти, затем, когда текст на доске открывается, сверяют с написанным.
В школе распространены зрительные диктанты, проводимые по методике И.Т. Федоренко. Такие диктанты используются для развития оперативной памяти в практике обучения чтению, однако построены они на зрительном запоминании набора предложений, которые записываются в определенной последовательности [12].
Выученный наизусть «диктант» (письмо по памяти) строится на том материале, который, как правило, ученик заучивает дома, а в классе записывает по памяти. Разученный диктант отличается тем, что на уроке учащиеся разучивают хором обычно стихотворный текст, а потом его записывают. Суть «немого» «молчаливого» диктанта состоит в том, что слова для записи предъявляются учителем с помощью рисунков, предметов или даже при помощи изображения действий. Так, проводя словарный диктант, учитель не произносит слова, а показывает предметные картинки (например, изображения птиц). А ученики записывают слова, обозначающие тех, кто изображен на рисунках. При изучении темы «Глагол» можно предложить записать названия действий учителя, который показывает действия, конец каждого обозначает определенным жестом (поднимает руки, убирает руку за спину), после которого ученики приступают к записи. В тетрадях детей появляется запись: Мария Ивановна открывает дверь, входит, садится, открывает книгу, смотрит, читает, записывает.
Все псевдодиктанты легко вписываются в любой урок русского языка в школе, но наиболее эффективны они в начале урока и в момент ослабления дисциплины, потому что заставляют школьников сконцентрировать внимание, «быстро включить» зрительную память.
Диктанты, выделяемые по параметрам (дидактические технологии, формы, особенности обучения), в школе также достаточно распространены.
Особенно используются на уроках русского языка диктанты-игры. «Парный выход» — пример такого диктанта. К доске выходят два ученика, которые сидят за первой партой, и записывают под диктовку учителя по одному словарному слову. Остальные записывают эти слова в тетрадях. Затем выходит к доске вторая пара игроков и т.д. Команды проверяют запись на доске друг у друга, исправляют ошибки. Побеждает команда, которая допустила меньше ошибок [4, 85].
Используются учителями и диктанты, построенные на учебном сотрудничестве учащихся. Традиционно дети пишут самодиктанты, взаимодиктанты, коллективные диктанты, обратные диктанты.
Проведение иллюстрированных диктантов тоже возможно в школе, например, при повторении слов с непроверяемыми написаниями. Записывая диктуемые учителем словарные слова, вместо букв, написание которых нужно запомнить, учащиеся могут рисовать картинки, напоминающие по форме нужную букву и связанные с изучаемым словом.
В школе «классические виды работ, задания могут получать популярные, игровые, «занимательные» названия. Главное — уметь подобрать соответствующее сути диктанта дублирующее «легкое» название, которое не может изменить его методическую сущность» [19, 23].
Традиционно проводятся диктанты «Угадай словечко» (словарно-семантический), «Запоминайка» (выученный), «Кто самый внимательный?» (выборочный), диктант «За робота» (распределительный), диктанты-загадки, сюрпризы, соревнования, шутки и т.д.
Таким образом, в практике обучения русскому языку учащихся школы могут использоваться разные виды диктантов, выполнять они при этом будут разные задачи: тренировать орфографическую зоркость, обучать решению орфографических и грамматических задач, способствовать развитию речи учащихся.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ