Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель исследования: теоретически изучить проблему и разработать содержание сборника дидактических игр старших дошкольников, с целью формирования познавательной активности.

Введение и актуальность


Исследователи считают, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).
Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.
Таким образом, изучив особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в теоретических источниках, мы пришли к выводу, что она характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни. определили критерии развития познавательной активности и возможность из развития уже в дошкольном возрасте.
На основе анализа научных исследований сформулировали особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.
Анализ теоретических источников позволил выделить уровни развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительная, творческая и аргументировать их.

Заключение и вывод

Познавательная активность - это личностное образование, определяющая качественные характеристики познавательной деятельности, описание его структуры, определение критериев, позволяет планировать содержание образовательного процесса в условиях детского сада.
Анализ литературы по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре позволяет нам сделать следующие выводы:
1.Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Формирование познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в любознательном и инициативном показателях. Любознательность характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Инициативный показатель характеризует принятие ребенком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности и результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
2.Особенности формирования познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в исследовании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели исследования и ее достижения.
3.Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста способствует:
-формированию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления делятся на простые и сложные, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях;
-в процессе игры, ребенок обогащает свой жизненный опит, формирует умственные способности (умения сравнивать, обогащать, группировать предметы и явления, окружающие его, высказывает свою точку зрения, делает выводы);
-благодаря игре развивается речь, пополняется словарный запас, произношение, речь становится связной; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Итак, важным средством формирования познавательной активности старших дошкольников является дидактическая игра. Для проверки этого предположения нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов.
На начальном этапе нами были определены критерии и показатели, определен уровень сформированности познавательной активности дошкольников. На начальном этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей в исходной и опытно - исследовательской группах.
С целью формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали сборник дидактических игр, направленный на формирование мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких черт личности ребенка как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С исходной группой на основном этапе исследования проводились только мероприятия, предусмотренные учебным планом.
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы:
После проведения основного этапа исследования уровень формирования познавательной активности детей исходной и опытно-исследовательской групп стал значительно отличаться. У детей второй группы уровень познавательной активности значительно вырос, в то время, как у детей первой группы остались без изменений.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, о том, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть повышена, благодаря использованию дидактической игры, в процессе обучения.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ