Бюджетные полномочия (права) Российской Федерации: правовые основы

Цели и задачи

Цель курсовой работы – изучение бюджетных полномочий (прав) Российской Федерации, а также анализ различных особенностей реализации Российской Федерацией своих бюджетных полномочий.

Введение и актуальность


На наш взгляд, все приведенные в правовой науке определения бюджетного федерализма имеют право на существование, поскольку раскрывают его суть, юридическую природу. Так, в ходе бюджетного процесса отношения между органами государственной власти на федеральном и региональном уровне предполагают разграничение бюджетных прав и полномочий, базируясь на принципе сочетания государственных интересов на всех без исключения уровнях бюджетной системы. Полагаем, разграничение полномочий в рамках бюджетной сферы – это неотъемлемое условие существования бюджетного федерализма и наделения Российской Федерации целым рядом соответствующих бюджетных полномочий.
Таким образом, бюджетная компетенция (права) Российской Федерации – совокупность принадлежащих ей полномочий в лице соответствующих органов государственной власти по формированию, использованию и реализации средств собственного бюджета и правовому регулированию бюджетных отношений в определенных законодательством пределах.
Российская Федерация, являясь демократическим, правовым и независимым государством, имеет федеративное устройство, что сказывается на закреплении и реализации всеми регионами России и самим государством своих прав. Разумное распределение полномочий между центром и субъектами федерации в бюджетной сфере, на наш взгляд, является одной из значимых проблем современного российского федерализма, поскольку от этого зависит не только эффективность работы всех органов власти, но и результативность проводимой налогово-бюджетной политики.
Наделение Российской Федерации соответствующими бюджетными полномочиями – неотъемлемое условие существования бюджетного федерализма, понятие которого в действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствует. Под бюджетным федерализмом в Российской Федерации следует понимать отношения внутри страны, касающиеся разграничения бюджетных прав и полномочий, расходов и доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, региональными и местными бюджетами. Для построения реального бюджетного федерализма в России необходимо продолжительное время и серьезные усилия, которые не будут эффективными без определения для начала границ бюджетных полномочий самой Российской Федерации.

Заключение и вывод


По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Российская Федерация, являясь демократическим, правовым и независимым государством, имеет федеративное устройство, что сказывается на закреплении и реализации всеми регионами России и самим государством своих прав. Разумное распределение полномочий между центром и субъектами федерации в бюджетной сфере, на наш взгляд, является одной из значимых проблем современного российского федерализма, поскольку от этого зависит не только эффективность работы всех органов власти, но и результативность проводимой налогово-бюджетной политики. Наделение Российской Федерации соответствующими бюджетными полномочиями – неотъемлемое условие существования бюджетного федерализма, понятие которого в действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствует.
Под бюджетным федерализмом в Российской Федерации следует понимать отношения внутри страны, касающиеся разграничения бюджетных прав и полномочий, расходов и доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, региональными и местными бюджетами. Для построения реального бюджетного федерализма в России необходимо продолжительное время и серьезные усилия, которые не будут эффективными без определения для начала границ бюджетных полномочий самой Российской Федерации.
2. Бюджетная компетенция России – это совокупность прав и обязанностей государства в бюджетной сфере. Кроме того, бюджетные полномочия Российской Федерации – это своего рода материальная гарантия верховенства и независимости государственной власти, выражает экономический аспект суверенитета РФ. Бюджетно-правовой статус Российской Федерации представлен рядом полномочий государства, которые закреплены в ст. 7 БК РФ. Условно все полномочия РФ можно сгруппировать следующим образом: полномочия России как суверенного государства, полномочия в отношении федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, бюджетные права, касающиеся финансово-бюджетной политики.
3. Эффективность функционирования бюджетного федерализма в России напрямую зависит от адекватности и сбалансированности объема бюджетных полномочий государства, полноты и оптимальности объема доходных и расходных полномочий регионов.
В российской практике регулярно возникают разнообразные бюджетные дисбалансы, на которые влияют различные факторы: природно-климатические условия, ресурсный потенциал, национальные и исторические особенности регионов, динамическая структура производства. Кроме того, имеет место вертикальный дисбаланс, который обусловлен высокой централизацией бюджетных средств в государстве. Полагаем, необходимо выработать политику бюджетного выравнивания, которая позволит эффективно перераспределять не только полномочия, но и ресурсы, средства между регионами и центром.
4. Меры бюджетно-правовой ответственности – это одновременно и санкции за совершение бюджетного правонарушения. При этом правонарушение в бюджетном праве не следует отождествлять с мерами принуждения. Соответственно, ответственность при нарушении бюджетных полномочий России несут должностные лица уполномоченных органов власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ