Авторское право в системе гражданско-правового регулирования

Цели и задачи

Целью работы является установление особенностей и признаков, изучение основ правового регулирования отношений в области авторского права.

Введение и актуальность


Авторское право защищает интеллектуальные права произведений науки, литературы и искусства.Под понятием «интеллектуальное право» подразумевают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные и иные права (ст. 1226). Впрочем, ст. 1255 взамен термина «интеллектуальные права» применяет в рассуждении произведений наиболее привычное и традиционное понятие «авторские права», которое и используется в качестве синонима интеллектуальных прав.Главным субъектом авторских прав является автор произведения науки, литературы или искусства - гражданин, интеллектуальным трудом которого это произведение было создано (п. 1 а. 1228 и ст. 1257). За данным автором и закрепляется исключительное право владения. К прочим лицам исключительное право переходит лишь по соглашению или по каким-то иным основаниям, которые только установлены законом (как например, п. 2 ст. 1295).Если произведение создано совокупным трудом нескольких лиц, в соавторстве, то оно тоже попадает под охрану авторского права. Правом на произведение, созданное в соавторстве, стороны владеют совместно (п. 4 а. 1228). Все соавторы должны коллективно, на опоре единогласия мирно решать вопрос о заключении лицензионного контракта и о предоставлении права применения созданного ими произведения и либо об отчуждении исключительного права на это произведение. Доходы от применения произведения делятся между ними поровну. В любых других случаях, если соавторы не готовы делить все поровну и договариваться вмести, то они должны в договоре зарегламентировать свои доли и права.Для упрощения процедуры обращения в суд и применения действий направленных на охрану интересов нарушенных прав ввели правило п. 4 ст. 1258 Гражданского кодекса, сообразно которому любой из соавторов вправе без помощи других принимать меры по охране своих прав. Объектами авторского права признаются шедевры науки и искусства вне зависимости от того какими достоинствами они обладают (п. 1 ст. 1259). Из данного определения, которое в целом повторяет содержание п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве, исключено подтверждение на то, что произведение обязано являться итогом творческой деятельности. Из этого следует, что любое произведение носит творческий характер. Основной критерий для признания произведения объектом интеллектуальной собственности является его создание творческим трудом (ст. 1257).Авторские права берут под свою охрану и распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-нибудь объективной форме (п. 3 ст. 1259). Правовая защита может, распространяется также на определенные доли произведения, которые имеют все шансы включать его заглавие и персонаж, но лишь при условии, что они по своему характеру имеют все шансы быть признаны самостоятельным итогом творческого труда автора и также выражены в какой-нибудь объективной форме (п. 7 ст. 1259). Персонаж как охраняемая часть произведения назван в Гражданском Кодексе впервые. Необходимость в этом появилась, с одной точки зрения, в связи с возросшим числом судебных споров по поводу авторских прав на персонаж, а с иной точки зрения вследствие понятия «персонаж произведения» в нормах о товарных знаках (подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ). Авторское право ориентировано, до этого только, на охрану формы, а не содержания произведения. Определенные статьи главы 70 Гражданского кодекса приобщены к единичным видам произведений, какие, несомненно, владеют существенными особенностями по сравнению с иными объектами авторских прав. В частности это относится к ст. 1260, которая посвящена производным и составным произведениям. Две группы произведений носят вторичный характер, так как являются компиляцией. Эта уникальная особенность и делает подобным их правовой режим, что и послужило причиной объединения указанных групп в одной статье.Статья 1260 ГК РФ в настоящее время включает нововведения, которые заключаются в том, что из перечня производных произведений исключены аннотации, рефераты, обзоры, а также и резюме, которые имеют все шансы носить характер самостоятельных произведений. Перечень производных произведений в п. 1 ст. 1260 далеко не окончательный, это дозволяет определить к ним подобные работы, т.е. когда они представляют собой переработку других произведений. В настоящее время пересмотрено определение базы данных, являющейся разновидностью составного произведения. Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных считается «представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений или других схожих материалов), систематизированных таковым образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и проверены с помощью специальных программ. В-третьих, даже если это произведение носит не оригинальный характер, права автора защищаются, так же как и самостоятельные объекты (п. 4 ст. 1260). Это положение приводит к тому, что в оригинальных и составных произведениях не может возникать соавторство.В-четвертых, обновилась норма о правах издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и остальных периодических изданий. Пункт 7 ст. 1260 ГК РФ устанавливает, что он имеет право использования такового издания. Несмотря на это Гражданский кодекс предусматривает вероятность перехода к издателю эксклюзивных прав на произведения, использованные в названных изданиях, по стандартному правилу предполагается, что создатели и другие правообладатели прав на такие произведения охраняют свои права самостоятельно от права издателя на использование издания в целом. Сам издатель не является автором (составителем) произведения, его права производны от прав авторов. А та как исключительное право на все составные доли издания к издателю автоматически не переходит, невозможно и говорить о наличии у него исключительного права на данное издание в целом.

Заключение и вывод

Кодификация законодательства, регулирующего правоотношения, образующиеся связанным с итогами интеллектуальной работы и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и фирм, принятая в части четвертой Гражданского кодекса РФ, повлекла за собой довольно серьезные изменения во всех правовых институтах, имеющихся в данной сфере, и также в авторском праве. Ряд изменений носит юридико-технический характер, впрочем, в солидной мере нововведения коснулись и самого содержания авторско-правовых общепризнанных норм. Несколько нововведений в части четвертой Гражданского кодекса, обусловлены потребностью усиления охраны прав творцов интеллектуальных ценностей (творцов, исполнителей). В критериях, когда итоги творческой деятельности становятся предметом разнообразного и непрерывно расширяющегося рыночного оборота, потребуется особенное внимание к правам их создателей. Вроде как, их интересы имеют все шансы вступать в противоречие с необходимостями сообщества, заинтересованного в наиболее широком и вольном применении постороннего творческого итога. А если взглянуть под другим углом, создатель, как правило, передает права на свое творение крепким коммерческим организациям, которым и еще выигрышно принимать на вооружение итог его деятельности в собственных интересах. Встать на защиту права разработчика сможет исключительно правительство, закон. Кодекс устанавливает ряд общепризнанных норм, учитывающих вспомогательные гарантии охраны прав творцов. Одним из основополагающих основ считается положение о том, что исключительное право на итог интеллектуальной деятельности, разработанный творческим трудом, изначально возникает у разработчика данного итога. К иным лицам у него есть возможность перейти от творца лишь по договору. Вдобавок усиливает положение разработчика правило про то, что автор-работник, не являющийся правообладателем, правомочен обрести вознаграждение от работодателя. Плата за творение и применение служебного творения или же другого служебного итога обязана быть сделана вне зависимости от того, станет ли наниматель сам применять подходящий служебный итог либо данное право перейдет от него к иному лицу. К числу главнейших нововведений Гражданского кодекса относится распространение на сферу авторского права способности решения договора о полном отчуждении всех принадлежащих творцам исключительных прав.Все еще законодательство требовало предписывать в авторском договоре точные виды прав, приемы применения, сроки, территорию, вероятность последующей передачи прав и т.п. Раз из договора напрямик не следовало, что переданы исключительные права, то ожидалось, что создатель дал пользователю вероятность применения его прав лишь на неисключительной основе. Сейчас эти все требования сохранены только для так именуемых лицензионных договоров (ст. 1235 и 1286 ГК РФ), которые приходят на замену ставшим уже обыкновенными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной либо неисключительной основе. Аналогичная новая правовая регламентация договорных взаимоотношений, как представляется, способна – особенно на начальном шаге – привести к происхождению сложностей в отношениях творцов и издателей, повредить образовавшуюся судебную практику. В виде положительного этапа следует отметить норму о том, что, в случае если в договоре не определен размер гонорара, либо порядок его исчисления, сходственный договор станет считаться незаключенным. А значит, применение творений по этому договору станет признано нелегальным, и у творца появится вероятность взыскания компенсации за нарушения его прав. Перемены коснулись условий заключения договора авторского заказа. По этому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу иной стороны (заказчика) сделать обусловленное договором творение науки, литературы либо искусства на материальном носителе либо в другой форме. Материальный носитель творения передается клиенту в собственность, в случае если соглашением сторон не учтено его предоставление клиенту во временное использование. Законодатель в отдельности заметил как вероятность предоставления по договору авторского заказа права на внедрение творения, но и передачу исключительного права на создаваемое творение.Служба охраны авторских прав представляет собой комплекс правовых средств, который содержит совокупность: международных и национальных законодательных актов, устанавливающих объекты, подлежащие охране; субъекты авторско-правовой охраны и их правовой статус; сроки и условия охраны; правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.Подводя итоги можно заключить, что авторское право – это весомый социальный элемент нашего сообщества. Не взирая, что авторское право еще лишь складывается как самостоятельное право, в нем большое количество недоработок и противоречий, оно помогает авторам уберечь собственные права. С течением времени, авторское право обзаведется собственными основательными понятиями, которые не надо станет подвергать доработке и двояко толковать. Авторам станет достаточно просто оберегать собственные права и взыскивать потери от нанесенного ущерба.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ