Атеизм как новая религия

Феномен Просвещения представляет собой универсальный процесс в истории и культуре XVIII века, отличительной особенностью которого стала секуляризация — уверенный отход от религиозного мировоззрения и церковного влияния. Немецкий идеалист И. Кант (1724–1804) определяет эту эпоху как момент «взросления» человека: в данном случае, обращается внимание на категорию рассудка, которым последний до наступления обозначенного исторического времени не умел пользоваться целесообразно. Холодная рациональность начинает замедлять активность творческого воображения, подталкивая последователей И. Канта к разрешению споров о моральной природе религии и ее взаимодействии с чувственным миропорядком. Немецкий просвещенческий атеизм подразумевает наличие демаркационной линии между теоретическим и практическим подходом к вере в Бога, о чем развернуто пишет И. Кант: первый предполагает невозможность верификации присутствия Творца посредством здравого смысла, второй же утверждает полезность веры в повседневной жизни. Между тем, от также критически относится к средневековому феномену исихазма, исходя из которого славословие является единственным средством связи с Богом, чей свет в конце концов должен озарить молящегося и одарить его божественной мудростью.
Начало прошлого столетия уверенно ступило на историческую арену под ницшеанским знаменем «смерти Бога» как энтропии устоявшихся морально-нравственных ценностей, пронизывающих общество. Западная культура лишилась высшей нравственной инстанции, которая регулировала взаимоотношения в социальной среде, поэтому в мировом пространстве остался только человек и самый страшный грех теперь — это грех против человека. Некоторые теоретики, в частности — американский историк и культуролог Т. Роззак (1933–2011), провозглашали крах доминировавшей на протяжении нескольких веков рациональной парадигмы, продиктованный потребностями общества. В связи со сменой научной парадигмы трансформировалась и роль человека в гносеологическом пространстве — отныне он становится не просто социальным существом, гармонично сосуществующим с окружающим миром, а субъектом, который обладает сознанием и использует технические средства для достижения абсолютной власти над объективным миром. В своем стремлении расширять границы познавательных способностей ему удалось стать двигателем исторического процесса, приведшего к образованию современной технократической цивилизации. Ощутив вкус свободы, он возомнил себя преемником Бога: «Мертвы все боги; теперь мы волим, чтобы здравствовал сверхчеловек!».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ